НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 

25

 

 

ответов на важные вопросы

Послания Президента страны народу Казахстана

 

 


 

Содержание

1.    Что сейчас происходит в современном мире? Какие глобальные перемены происходят?  3

2.    Что такое Четвертая промышленная революция? Какие возможности, вызовы и угрозы она несет для Казахстана?. 4

3.    В чем значение нового Послания Президента?. 4

4.    На какой базе Казахстан будет решать задачи адаптации Четвертой промышленной революции?  6

5.    Какие новые задачи в индустриальной политике Казахстан должен решить?. 8

6.    Какие приоритеты стоят в цифровизации экономики?. 9

7.    Новый взгляд на политику развития ресурсного потенциала. 10

8.    Какие возможности необходимо использовать для роста в АПК?. 11

9.    Какие цифровые возможности страна должна использовать для усиления наших транзитно-логистических преимуществ?. 12

10.      Почему нам нужно использовать большие данные для качественной аналитики?  13

11.      Новые возможности в строительном и коммунальном секторах. 13

12.      Что нужно сделать для улучшения жилищной политики?. 15

13.      Почему необходима перезагрузка финансового сектора и в чем ее суть?. 16

14.      Почему необходим новый взгляд на качество человеческого капитала?. 17

15.      Новый взгляд на систему образования. 18

16.      Что означает модернизация казахского языка?. 19

17.      Как нам развивать науку?. 20

18.      Новый взгляд на здравоохранение и здоровье. 21

19.      Что надо сделать для развития рынка труда, обеспечения качественной занятости?  22

20.      Что означает справедливая система социального обеспечения?. 24

21.      Какие новые социальные обязательства государство принимает на себя?. 26

22.      Что будет сделано для эффективности госуправления?. 26

23.      Какие резервы имеются в регионах?. 27

24.      Что будет сделано для дальнейшего обеспечения верховенства закона?. 28

25.      Как будут развиваться города для удобства граждан?. 29

 


 

1.  ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ? КАКИЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ ПРОИСХОДЯТ?

Мировая экономика в данный момент переживает период необратимой трансформации. Связано это с тем, что мир сейчас вступает в эпоху Четвертой промышленной революции, которая сотрет привычные технологические границы, реформирует устоявшиеся технологические и производственные цепочки.

Новая промышленная революция будет характеризоваться слиянием технологий и стиранием границ между цифровой, производственной и биологической сферами. Все больше будет набирать обороты цифровизация различных сфер жизнедеятельности, что найдет свое отражение в появлении «умных» городов, снижении роли посредников в экономике, возрастании конкуренции между цифровыми платформами и классическим банкингом и т.д.

Дальнейшее развитие страны будет проходить под воздействием трех новейших глобальных трендов, которые требуют от каждого человека принципиально иной организации мышления, способности быстро учиться и меняться.

Во-первых, это бум развития технологий. Робототехника, финансовые технологии, биотехнологии, искусственный интеллект, генетика, беспилотные авиационные системы, микро- и наноинженерия – вот магистральные технологические тренды, формирующие принципиально новый уклад жизни и новые требования к качеству подготовки людей.

Нация должна быть готовой встроиться в стремительно происходящие технологические изменения. Смена технологической основы человеческой цивилизации требует высоких компетенций. Инновационная направленность людей должна стать всеобщей.

Во-вторых, технологии ХХI века изменяют саму природу конкуренции государств в мировой экономике. Если раньше преимущества стран определялись природными ресурсами, прямым выходом на глобальные рынки, дешевой рабочей силой, то сегодня на первое место выходят интеллектуальный потенциал и инновации, производительность рабочей силы, а значит профессиональная подготовка кадров, их мобильность.

В-третьих, ставка на человеческий капитал – это новая парадигма развития в ХХI веке. В передовых странах приступили к разработке стратегических мер по принципу «конкурентоспособная страна – это конкурентоспособные люди». Прежде всего, увеличиваются инвестиции в образование.

Радикально меняется рынок труда. Под риском исчезновения находятся от 9% до 50% всех ныне существующих профессий. Резко растет спрос на высококвалифицированных сотрудников. Ярко проявляется феномен «экономики талантов»: талант теперь стал дороже, чем капитал, так как сам генерирует капитал.

2018 год будет для Казахстана особенным. Наш путь в 30-ку – это путь острой конкуренции. Это год исторической развилки для продвижения нашей страны по пути Стратегии 2050.

В этой связи Казахстану необходимо сфокусироваться на решении задач Четвертой промышленной революции, создать условия для нового качества человеческого капитала. В противном случае существует большой риск попасть в список стран-аутсайдеров, которые не смогли адаптироваться к новым условиям.

 

2.  ЧТО ТАКОЕ ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ? КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ОНА НЕСЕТ ДЛЯ КАЗАХСТАНА?

Сегодня технологии меняются быстро как никогда, создавая новые вызовы в распределении межотраслевых и межстрановых связей, в структуре трудовых ресурсов и образовании.

Четвертая промышленная революция влечет за собой беспрецедентный масштаб изменений для человечества. Ее ключевой двигатель – массовое внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0), обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

Справочно: Первая промышленная революция началась во второй половине XVIII века, когда появилась возможность при помощи воды и пара перейти от ручного труда к машинному. Промышленная революция сильно повлияла не только на развитие науки и техники, но и на изменение структуры общества, урбанизацию, появление новых специальностей.

Вторая характеризовалась развитием массового конвейерного производства, связанного с освоением электричества. Резко повысилась производительность труда, изменились подходы к управлению предприятиями.

Третья промышленная революция началась во второй половине прошлого века с создания цифровых компьютеров и последующей эволюции информационных технологий, автоматизировавших производство.

Этот новый процесс обладает огромным потенциалом по увеличению уровня жизни человечества, решению многих насущных проблем. Изменения охватят самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие.

Промышленная революция открывает беспрецедентные горизонты в сфере обработки, хранения информации и доступа к знаниям, зарождает технологические прорывы в самом широком спектре областей: искусственный интеллект, роботизация, Интернет вещей, большие данные и аналитика, трехмерная печать, нанотехнологии, биотехнологии, накопление и хранение энергии.

Мы являемся свидетелями рождения новых бизнес-моделей, дизруптивного воздействия на утвердившиеся традиционные компании, а также коренного преобразования систем производства, потребления, транспортировки и поставки. Отрасли экономики, имеющие доступ к большим массивам данных, получат возможность радикально повысить качество принимаемых решений на их основе. Экономика станет более прозрачной, предсказуемой, а ее развитие быстрым и системным.

Аналогичная трансформация происходит на уровне государственных учреждений и в социальной сфере. Повысятся возможности для высокоинтеллектуальной и творческой работы, и в то же время она станет более востребованной и ценимой.

Четвертая промышленная революция открывает перед мировой экономикой широчайшие возможности роста, но и одновременно ставит абсолютно новые вызовы. Развитие технологий и новых производственных схем ломает существующие экономические структуры, компании вынуждены подстраиваться под изменяющиеся запросы потребителя, но при этом возникает парадокс, когда экономика может расти, а безработица при этом увеличиваться за счет новых интеллектуальных систем, заменяющих трудоспособное население.

Экономика, основанная на новых реалиях, нуждается все больше в высококвалифицированных специалистах, создающих новые технологии, и все меньше в низкоквалифицированных рабочих. Подобная тенденция усиливается со временем, распространяя свое влияние не только на отрасли хозяйства тех или иных стран, но и на целые макрорегионы.

Мы можем стать свидетелями нарастающей поляризации в мире, которая разделит тех, кто принимает происходящие изменения, и тех, кто им сопротивляется. Это приводит к неравенству, которое разделит тех, кто приспособился, и тех, кто сопротивляется переменам. В связи с чем наступление Четвертой промышленной революции воспринимается как вызов, на который человечеству предстоит ответить.

Странам необходимо прилагать колоссальные усилия, чтобы не остаться на обочине нового динамичного мира, а встроиться в глобальные цепочки стоимости. Необходимо взять курс на переход к экономике знаний и инноваций, полномасштабно реализовывать программы технологической модернизации и перевооружения. В противном случае весьма вероятен сценарий отката к фундаментализму, что станет глобальной проблемой уже новой системы мировой экономики.

 

3.  В ЧЕМ ЗНАЧЕНИЕ НОВОГО ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА?

Послание Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана является вектором развития страны для адаптации и навигации в новом мире – Четвертой промышленной революции.

Послание-2018 связано с теми тенденциями, которые происходят в мировой экономике. В документе отмечается важность таких факторов, как развитие технологий, особенно цифровых, и развитие человеческого капитала. Именно в этой сфере сейчас разворачивается основная конкуренция между ведущими странами мира.

Новое Послание развивает платформу курса Третьей модернизации Казахстана, объявленной Главой государства в 2017 году.

Цели остаются неизменными. Это реализация Стратегии развития «Казахстан-2050» - успешное продвижение страны в 30-ку самых развитых стран в кардинально сложных условиях, связанных с начавшимся процессом перехода всего мира к новому технологическому укладу.

Последовательно продолжается исполнение Плана нации – 100 конкретных шагов, из которых 60 уже выполнены. Остальные носят в основном долгосрочный характер и осуществляются планомерно.

По поручению Президента страны, Правительством подготовлен Стратегический план развития страны до 2025 года, ряд программных документов для движения вперед.

Новое Послание ставит конкретные задачи перед всей исполнительной властью, которые необходимо решить уже в 2018 году для успешной адаптации страны к вызовам и новым возможностям, которые дает Четвертая промышленная революция.

1. Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий;

2. Дальнейшее развитие ресурсного потенциала;

3. «Умные технологии» – шанс для рывка в развитии АПК;

4. Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры;

5. Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе;

6. «Перезагрузка» финансового сектора;

7. Человеческий капитал – основа модернизации;

8. Эффективное государственное управление;

9. Борьба с коррупцией и верховенство закона;

10. «Умные города» для «умной нации».

Казахстан при достижении обозначенных Главой государства ключевых ориентиров имеет большие перспективы не только для их поддержания, но и для дальнейшего ускорения и продвижения вверх в топ-30 стран мировой экономики.

 

4.  НА КАКОЙ БАЗЕ КАЗАХСТАН БУДЕТ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ АДАПТАЦИИ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ?

Цифровая трансформация определена Главой государства как магистральное направление модернизации Казахстана.

Уже сегодня 77% взрослого населения Казахстана владеют базовой цифровой грамотностью и имеют доступ в интернет. Этот показатель будет расти и дальше. Проводимая работа по обеспечению всей страны широким доступом к Сети создаст условия для опережающего развития многих секторов цифровой экономики, ориентированных на конечных пользователей.

В стране создана инфраструктура инновационного прогресса для реализации программ в области цифровизациина базе Назарбаев Университета, Парка инновационных технологий. Государство дополняет эту систему созданием таких новых институтов цифрового прогресса, как Астана-Хаб, казахстанское представительство в Кремниевой долине, широким внедрением системы стипендиальных программ по профессиям будущего. Прагматическая цель – создать к 2021 году около 200 тысяч новых рабочих мест в цифровом секторе.

В конце 2017 года была утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан», в которой учтены глобальные вызовы и возможности, которые несет цифровая эпоха для экономики Казахстана. Программой определены два ключевых направления: построение долгосрочных институтов инновационного развития для устойчивости процесса цифровизации, стратегия ускоренной цифровизации 9 базовых отраслей. Особый упор делается на 1) энергетику и сырье, 2) АПК, 3) промышленность, 4) логистику и 5) сектор информационных технологий.

Тем самым государство решает две задачи, поставленные Главой государства. Во-первых, обеспечивается дополнительный импульс для технологической модернизации флагманских отраслей страны. Во-вторых, формируются условия для масштабного роста производительности труда.

Сильная цифровая страна начинается с сильного бизнеса, полностью интегрированного в мир цифровых решений. Государство нацелено на широкое внедрение и использование бизнесом страны цифровых технологий во всех приоритетных секторах. Ведется работа по созданию системы стимулов к внедрению цифровых технологий для предпринимателей.

Совершенствуется нормативная база и регулирование, создание особых условий для привлечения инвестиций в цифровые проекты, то есть максимальное снижение издержек для цифровой трансформации предприятий.

Сегодня в стране реализуются следующие крупные проекты: цифровое месторождение, цифровой рудник, развитие электронной торговли, интеллектуальная транспортная система и цифровизация горнопромышленного, электроэнергетического комплекса. Планируется реализация пилотных проектов по созданию модельных цифровых фабрик с применением технологий Индустрии 4.0. Для этих целей в 2018 году будут разработаны планы цифровизации по семи модельным фабрикам. Затем начнется их создание. В 2019–2021 годах будет принят ряд комплексных мер, которые будут мотивировать крупные и средние компании внедрять цифровые технологии у себя на производстве.

 

5.  КАКИЕ НОВЫЕ ЗАДАЧИ В ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ КАЗАХСТАН ДОЛЖЕН РЕШИТЬ?

Индустриальная политика – основа всей экономической политики, так как именно она закладывает необходимый для развития страны вектор движения. Промышленные предприятия создают спрос на рабочие места, банковские и в целом финансовые услуги, логистику и транспорт, инновации и науку, торговлю и экспорт. Они же являются основными донорами бюджетных поступлений.

Глава государства поставил задачу в Послании-2018 о том, что индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий. Развитие индустриальной политики всегда находится на повестке дня государства, особенно в условиях технологического прогресса. Адаптивность, быстрое внедрение новых технологий, инновации наряду с высокой производительностью и современными бизнес-моделями управления позволят отечественным предприятиям и промышленности в целом быть устойчивыми в конкурентной борьбе.

Для реализации данной задачи планируется принять следующий комплекс мероприятий в 2018 году. В первую очередь совершенствуются действующие, а также будут разработаны новые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию отечественных предприятий с ориентацией на экспорт продукции и трансферт технологий. В текущем году в пилотном формате запланирована оцифровка ряда промышленных объектов, которые станут демонстрационными площадками возможностей современных технологий. Все это позволит повысить компетенции отечественных технических специалистов и определить практические барьеры на опыте реализации конкретных проектов. Особый акцент будет сделан на востребованных собственных казахстанских разработках и ноу-хау.

Будет разработана Дорожная карта по развитию экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений вНазарбаев Университете, МФЦА и Международном технопарке IT-стартапов. Для успешного функционирования экосистемы в текущем году предусмотрена разработка законопроекта, который обеспечит стимулирование частного рынка венчурного финансирования, спроса на новые технологии со стороны реального сектора.

Главой государства отмечено, что цифровизация экономики несет риски масштабного высвобождения рабочей силы. Данный вопрос находится на постоянном контроле государства. В каждом регионе страны проводится мониторинг и анализ рынка труда. Будет разработана и реализована Дорожная карта по управлению перетоками трудовых ресурсов, включающая в себя трудоустройство, переобучение высвобождаемой рабочей силы. Данная работа была апробирована на крупных предприятиях «RG», «Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау», «Казцинк» с численностью работников 160 тыс.

До конца 2018 года будет разработана Концепция третьей пятилетки индустриализации, направленная на становление промышленности «цифровой эпохи». Основные акценты документа – инновации, трансферт технологий и содействие цифровизации обрабатывающей промышленности. В следующем году будет подготовлена Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2020-2024 гг.

Государство последовательно занимается индустриализацией, поэтому для внедрения Индустрии 4.0 в стране имеется вся необходимая база. Результаты проводимой индустриальной политики стали одним из основных стабилизирующих факторов в кризисных 2014-2015 годах, когда цены на нефть резко снизились. Это подтверждается стабильным ростом производства в обрабатывающем секторе на фоне падения в других секторах промышленности.

 

6.  КАКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СТОЯТ В ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ?

Стремительное развитие ИТ в глобальных масштабах диктует свои правила, требует адекватной и своевременной реакции. Проводимая Казахстаном политика преобразования ключевых отраслей национальной экономики, образования, здравоохранения, а также сферы взаимодействия государства c обществом и бизнесом является своевременной.

Текущий уровень цифровизации экономики Казахстана сегодня дает возможность совершить качественный рывок в развитии, который позволит стране выйти на передовые позиции на мировой арене. Для этого предполагается принятие комплекса мер и системной работы по пяти направлениям: цифровизация отраслей экономики; переход на цифровое государство; реализация цифрового Шелкового пути; развитие человеческого капитала; создание инновационной экосистемы.

Новая цифровая революция изменяет сегодняшние способы производства, цепочки поставок и цепочки создания добавленной стоимости. Сквозная цифровизация всех физических активов и их интеграция создают основу для перехода от массового производства к массовой индивидуализации, повышается гибкость производства, сокращается время освоения новой продукции, что позволяет реализовывать новые бизнес-модели и применять индивидуализированный подход работы с клиентами. Все это в значительной степени повышает эффективность и конкурентоспособность предприятий промышленности.

Повсеместное внедрение цифровых технологий придаст импульс развитию традиционных базовых отраслей путем обеспечения роста производительности, повышения их конкурентоспособности, в том числе на международном рынке. В результате цифровизации будет обеспечен рост отечественного экспорта на внешние рынки, как в сырьевых отраслях, так и АПК. Также для роста производительности предусматривается реализация комплекса мер по технологическому перевооружению базовых отраслей промышленности.

На сегодняшний день определены 9 основных видов промышленностидля ускоренной цифровизации:

-              горнодобывающая промышленность;

-              нефтегазовая отрасль;

-              добывающие и обрабатывающие сектора;

-              электроэнергетика;

-              цифровизация транспорта и логистики;

-              цифровизация сельского хозяйства;

-              развитие электронной торговли;

-              развитие финансовых технологий и безналичных платежей;

-              развитие ИКТ отрасли.

7.  НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛИТИКУ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Современный мир продолжает нуждаться в природных ресурсах, которые и в будущем будут иметь особое место в развитии глобальной экономики и экономики Казахстана. Глава государства в Послании 2018 года ставит задачу переосмыслить организацию сырьевых индустрий, подходы к управлению природными ресурсами.

Основной целью являетсяэффективное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности. Используя передовые технологии по обработке и анализу «Больших данных» в «Единой государственной системе мониторинга окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан» будет консолидирована информация в области охраны окружающей среды. Это позволит принимать правильные управленческие решения для обеспечения экологической безопасности, сохранения воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Система включена в Государственную программу «Цифровой Казахстан» со сроком реализации 2019 – 2021 годы.

27 декабря 2017 года подписан новый Кодекс «О недрах и недропользовании», направленный на развитие геологоразведки и недропользования. За основу взят Австралийский опыт, который получил распространение по всему миру, особенно в Перу, Канаде, Чили, Эквадоре, Нигерии, Мозамбике. Все эти страны обладают самым высоким рейтингом привлекательности инвестиций в недропользование.

Кодексом предусматривается заключение соглашений о переработке твердых полезных ископаемых, устанавливающих инвестиционные преференции. Также будет упрощено получение прав недропользования и оптимизирована налоговая нагрузка.

Для повышения требований к энергоэффективности и энергосбережению предприятий, а также экологичности и эффективности работы самих производителей энергии, планируется внесение изменений и дополнений в соответствующие нормативные документы.

Будут приняты меры по современной утилизации и переработке твердо-бытовых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса, а также разработана новая редакция проекта Экологического кодекса Республики Казахстан.

Состоявшаяся в Астане выставка «ЭКСПО-2017» показала, как стремительно движется прогресс в сфере альтернативной, «чистой» энергии. Сегодня на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) приходится четверть мирового производства электроэнергии. По прогнозам, к 2050 году этот показатель достигнет 80%.

Поставлена задача – довести долю альтернативной энергии в Казахстане до 30% к 2030 году. Сегодня в Казахстане действует 55 объектов ВИЭ общей мощностью 336 МВт, которыми в 2017 году выработано порядка 1,1 миллиарда кВт∙ч «зеленой» энергии. Государство продолжит политику по стимулированию бизнеса инвестировать в «зеленые» технологии.

8.  КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА В АПК?

Аграрный сектор Казахстана располагает огромными возможностями для дальнейшего увеличения объемов производства c внедрением передовых технологий и научных достижений. От него зависит продовольственная и экономическая безопасность страны, а также трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Главой государства в Послании 2018 года определены новые ориентиры развития сельского хозяйства, открывающие дополнительные возможности.

В действующую государственную программу будут внесены необходимые изменения. Они коснутся развития аграрной науки и аграрных университетов, определения стратегических ниш на международных рынках для продвижения бренда «Сделано в Казахстане». Поставлена задача увеличения производительности труда и экспорта переработанной сельхозпродукции в 2,5 раза в течение 5 лет.

Развитие аграрной науки в первую очередь будет ориентировано на трансферт новых технологий и их адаптацию к отечественным условиям, а также на потребности бизнеса путем перехода от прямого государственного финансирования к возмещению затрат бизнес ассоциаций на научные исследования. Кроме того, предусмотрено обновление программ обучения, обеспечения распространения самых передовых знаний и лучшей практики в АПК.

Государство продолжит всестороннюю поддержку сельхозкооперации. Повсеместно будут созданы пилотные кооперативы с учетом региональной специфики. Лучший опыт будет тиражироватьсяповсеместно.

Президентом Н.А. Назарбаевым поставлена задача переориентировать неэффективные субсидии на удешевление банковских кредитов для субъектов АПК. Главная цель – сделать доступным финансирование для фермеров. Планируется увеличить привлечение частных инвестиций путем расширения инвестиционного субсидирования, субсидирования процентной ставки кредитов и лизинга, введения эффективных механизмов страхования, фондирования финансовых институтов, развития институтов гарантирования. Это позволит создать условия для масштабного технического перевооружения, внедрения технологий точного сельского хозяйства, соблюдения всех агротехнических процедур.

Аграрная политика Казахстана будет направлена на стимулирование тех, кто использует землю с наилучшей отдачей, и принятие мер к неэффективным пользователям.

 

9.       КАКИЕ ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТРАНА ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ НАШИХ ТРАНЗИТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРЕИМУЩЕСТВ?

На сегодняшний день, Казахстан, используя свое выгодное географическое расположение, смог создать транзитные сухопутные коридоры, в противовес традиционным международным морским маршрутам.Через данные коридоры, с Востока на Запад и с Севера на Юг, обеспечен выход на рынки стран Европы, Юго-Восточной Азии, Китая, России, Турции и стран Персидского залива. Уже сегодня в Европу грузы из Китая через Казахстан доставляются за 15 дней, при этом доставка Южным морским путём занимает 45-60 дней.

Созданию трансказахстанских коридоров послужило активное инвестирование в транспортную инфраструктуру, в том числе в рамках Государственной программы «Нұрлыжол».

В настоящее время стоит задача укрепить конкурентоспособность транзитных коридоров и получать от них стабильную экономическую отдачу. Для этого, необходимо эффективнее эксплуатировать транспортную инфраструктуру и внедрять современные системы управления транспортными потоками, в том числе с использованием современных технологий «блокчейн» и анализ «больших данных» для мониторинга грузов в онлайн режиме и упрощения таможенных процедур.

В связи с этим ведется работа по реализации Интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая позволит обеспечить эффективное взаимодействие между разными видами транспорта, логистическими центрами, сократить посреднические звенья и издержки, увеличить скорость движения, повысить безопасность перевозок.

В рамках реализации ИТС планируется поэтапное внедрение следующихкомпонентов: специальные автоматизированные измерительные средства, система анализа и прогнозирования климатических условий, система управления дорожным движением, система управления дорожными активами.

Также для улучшения внутрирегиональной мобильности будет увеличено финансирование ремонта и реконструкции местной сети автодорог. Общий объем ежегодно выделяемых на это бюджетных средств планируется довести в среднесрочной перспективе до 150 миллиардов тенге. В этом вопросе активное участие примут регионы страны.

 

10.  ПОЧЕМУ НАМ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ АНАЛИТИКИ?

Постоянное ускорение роста объема данных является неотъемлемым элементом современных реалий. «Большие данные» означают управление массивами данных, а также их качественный анализ. Это информация, которая не поддается обработке классическими способами.

«Большие данные» имеют потенциал, достаточный чтобы полностью изменить ситуацию в сегодняшней экономике: применение в каждой отрасли и важный фактор производства, использование данных будет лежать в основе новой волны роста производительности и прибыли, станет ключевым показателем конкуренции, выявит резервы роста и снизит избыточные затраты.

Управленческие решения, основанные на результатах анализа большого количества данных, уже сегодня позволяют повышать качество работы, эффективность процессов.

 

11.  НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОМ И КОММУНАЛЬНОМ СЕКТОРАХ

В строительном секторе

Сегодня благодаря реализуемым программам объемы ввода жилья в Казахстане превысили 10 миллионов квадратных метров в год. Эффективно работает система жилищных сбережений, сделавшая жилье доступным для широких слоев населения.

Главой государства в Послании 2018 года поставлена задача довести показатель обеспеченности жильем на одного жителя в 2030 году до 30 квадратных метров.

При выполнении этой задачи будут применяться новые методы строительства, современные материалы, принципиально иные подходы в проектировании зданий и планировании городской застройки, что позволит повысить качество, экологичность и энергоэффективность зданий.

Строящиеся и уже имеющиеся дома и объекты инфраструктуры необходимо оснащать системами интеллектуального управления. Это повысит комфортность для населения, сократит потребление электроэнергии, тепла, воды, будет стимулировать естественных монополистов к повышению своей эффективности.

В рамках реализации Послания 2018 года будут внесены соответствующие изменения в законодательство, в том числе регулирующее сферу естественных монополий.Вместе с тем, в рамках реализации Послания будет проведена следующая работа:

1. Апробация и адаптация современных технологий в строительстве и коммунальном секторе.

2. Практическое применение инновационных технологий, представленных на международной специализированной выставке «EXPO 2017».

3. Развитие цифровизации строительного сектора.

4. Повышение энергоэффективности и энергосбережения зданий и сооружений.

В жилищно-коммунальном секторе

Акимам регионов в рамках реализации Послания 2018 года поручено более активно решать вопросы модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.

Для решения вопроса обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой Правительствобудет ежегодно предусматривать на данную работу не менее 100 миллиардов тенге. На сегодня из всех источников на сельское водоснабжение направляется порядка 70 млрд.тенге (из РБ – 57 млрд.тенге, из МБ – 13 млрд.тенге). Для обеспечения равного уровня доступа к питьевой воде акиматы областей будут параллельно с республиканским бюджетом выделять средства из местного бюджета на строительство и реконструкцию систем водоснабжения в сельских населенных пунктах.

Кроме того в целях реформирования и совершенствования законодательства в сфере ЖКХ разработана концепция соответствующего законопроекта.Концепция предусматривает следующие положения:

- усиление роли и ответственности собственников помещений (квартир) по эксплуатации и содержанию объекта кондоминиума;

- регистрацию объединений собственников квартир и объекта кондоминиума на каждом многоквартирном жилом доме (далее - МЖД) по принципу «1 дом – 1 объединение – 1 счет»;

- возможность создания единой информационной системы органов управления объектами кондоминиумов «Е-Шанырақ»;

- регламентацию прав и обязанностей управляющих и сервисных компаний во взаимоотношениях с собственниками квартир по принимаемым управленческим решениям;

- создание условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере сервисной деятельности по содержанию МЖД.

В целом законопроект направлен на урегулирование деятельности органов управления и содержания объектов кондоминиума, его порядка оформления, накопления денежных средств на капитальный ремонт общего имущества и участие в этих процессах самих собственников квартир.

В свою очередь, при поддержке местных исполнительных органов в пилотном режиме уже начато апробирование данной модели управления и содержания МЖД в городах Астана, Шымкент, Кызылорда и Степногорск.

Вышеуказанный проект Закона включен в проект Плана законопроектных работ Правительства со сроком внесения в Мажилис Парламента в июне 2018 года.

 

12.           ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ?

В настоящее время ведется работа по внедрению сервисного программного продукта «Единая Республиканская электронная база данных очередников на получение жилья из государственного жилищного фонда». Данная электронная база позволит объединить данные очередников по всей территории страны и сократить очередь за счёт исключения дублирования очередников.

Для прозрачности предоставления жилья из государственного жилищного фонда в 2019 году планируется доработать программу в части автоматического распределения жилища.

Также в целях улучшения жилищной политики страны будут внесены необходимые изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, предусматривающие обеспеченность жильем на одного жителя в 2030 году до 30 квадратных метров.

Планируется реализация следующего комплекса мер:

1. Увеличение объемов финансирования на строительство жилья без выкупа для социально-уязвимых слоев населения с исключением ограничений по площади.

2. Принятие дальнейших мер по развитию индивидуального жилищного строительства:

1) провести мероприятия по легализации индивидуального жилищного строительства;

2) консолидировать полномочия анализа документации по подведению коммунальной инфраструктуры к жилым объектам в одном органе, что позволит сократить сроки одобрения и реализации данных проектов;

3) принять меры по стимулированию строительства гражданами индивидуального жилья с применением технологий быстровозводимых домов посредством единовременной жилищной выплаты через жилищные сертификаты в размере до 2 млн. тенге;

4) провести инвентаризацию отведенных земельных участков под строительство индивидуального жилья.

 

13.           ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА ПЕРЕЗАГРУЗКА ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА И В ЧЕМ ЕЕ СУТЬ?

Устойчивость финансового сектора является одной из важнейших задач в обеспечении стабильного экономического роста.В этой связи, политика развития финансовойсистемы в рамках задач, поставленных Главой государства в Послании 2018 года,будет направлена на реализацию комплекса мер по оздоровлению банковского сектора, обеспечению гарантий соблюдения интересов граждан, долгосрочного кредитования бизнеса, разработке комплексной программы развития фондового рынка и рынка ценных бумаг.

В части очистки банковского портфеля от «плохих» кредитов, а также обеспечения долгосрочным кредитованием. Данная работа реализуется Нацбанком в рамках программы повышения устойчивости банковского сектора. Регулятором одобрено участие пяти банков в программе оздоровления на принципах солидарного участия акционеров в докапитализации и возвратности государственной помощи.

Также в рамках реализации задач Послания предусмотреноповышениеэкономическойответственности собственников и акционеров БВУ. Принятые меры позволят ограничить кредитование банками своих акционеров и связанных с ними лиц, тем самым снизив риски вывода активов.

Активно решается задача по обеспечению бизнеса долгосрочным кредитованием на максимально выгодных условиях, учитывающих реальную рентабельность в отраслях экономики.

В рамках реализации поручения Главы государства по внедрению института банкротства физических лиц разработан законопроект «О восстановлении платежеспособности граждан Республики Казахстан».

Для завершения работы по вопросу валютных ипотечных займов населения, которые были предоставлены до 1 января 2016 года, будут внесены изменения и дополнения в Программу рефинансирования ипотечных займов.

В целях обеспечения улучшения инвестиционного климата и развития фондового рынка разработан План совместных действий Правительства и Национального банка на 2018-2022 годы. В нем определены первоочередные меры по восстановлению и перезапуску рынка ценных бумаг.

Для развития страхового сектора разработан соответствующий законопроект, который направлен на повышение доступности и качества страховых услуг, усиление защиты прав потребителей и обеспечение финансовой устойчивости страхового рынка.

Также будет продолжена работа по дальнейшему развитию фондового рынка в части вывода акций национальных компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына» на IPO. В настоящее время определен перечень наиболее привлекательных в инвестиционном плане компаний для проведения их IPO или продажи стратегическому инвестору (АО «Казахтелеком», АО «НАК «Казатомпром», АО «Эйр Астана», АО «НК «КазМунайГаз»). Прорабатывается вопрос по подготовке к проведению IPO на площадке МФЦА.

Данные меры повысят инвестиционную привлекательность страны, как для внешних, так и для внутренних инвесторов, и будут способствовать обеспечению устойчивого долгосрочного роста.

 

14.           ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА?

Для достижения целей вхождения в клуб тридцати самых развитых стран мира казахстанцам необходимо изменить свое мировоззрение, навыки и умения, овладеть новыми знаниями, то есть добиться нового качества человеческого капитала, нового качества людей.

Дальнейшее развитие страны будет проходить под воздействием новейших мировых трендов, которые требуют от каждого человека принципиально иной организации мышления, способности быстро учиться и меняться. Если раньше преимущества стран определялись природными ресурсами, прямым выходом на глобальные рынки, дешевой рабочей силой, то сегодня на первое место выходят интеллектуальный потенциал и инновации, производительность рабочей силы, а значит профессиональная подготовка кадров, их мобильность.

Ставка на человеческий капитал – это новая парадигма развития в ХХI веке. В передовых странах приступили к разработке стратегических мер по принципу «конкурентоспособная страна – это конкурентоспособные люди». Прежде всего, увеличиваются инвестиции в образование. Так, только за 2017 год треть компаний, входящих в топ-500 мировых лидеров, увеличили бюджеты на обучение и переподготовку своих сотрудников.

Радикально меняется рынок труда. Под риском исчезновения находятся от 9% до 50% всех ныне существующих профессий. Резко растет спрос на высококвалифицированных сотрудников. Ярко проявляется феномен «экономики талантов»: талант теперь стал дороже, чем капитал, так как сам генерирует капитал. Из-за этого нового тренда в мире развернулась «война» за таланты.

Особенность глобального переходного периода такова, что все государства сделали ставку на людей, на человеческий капитал. Чтобы не проиграть в мировой гонке конкурентоспособности, Казахстан должен добиться нового качества человеческого капитала, адекватного мировым реалиям и вызовам. Это судьбоносный для страны вопрос. Здесь наше будущее, здесь успех нашей страны, благополучие и безопасность наших граждан.

 

15.           НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Главными становятся навыки решения проблем, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект. Поэтому система образования должна сконцентрироваться на подготовке креативных людей, обладающих активным, творческим, аналитическим мышлением, способных решать неизвестные ранее проблемы, быстро адаптироваться к изменениям, создавать новое. Важны также функциональная, IT грамотность, знание английского языка, высоконравственная гражданская зрелость.

Содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением. В соответствии с задачами Послания 2018 года будет продолжена работа по развитию цифровых образовательных ресурсов, подключению к широкополосному Интернету и оснащению видеооборудованием школ.

В дошкольном образовании к 1 сентября 2019 года будет внедрены единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения.

В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году. Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры. Все это требует пересмотра подходов к обучению и росту квалификации педагогов. Поэтому при университетах страны будут развивать педагогические кафедры и факультеты. Также работа будет сконцентрирована на усилении качества преподавания математических и естественных наук на всех уровнях образования.Это важное условие для подготовки молодежи к новому технологическому укладу.

Для повышения конкуренции между образовательными учреждениями и привлечения частного капитала будет внедрено подушевое финансирование в городских школах. Учитывая, что нагрузка на учеников в Казахстане самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в странах ОЭСР, в рамках реализации Послания 2018 года планируется поэтапное ее снижение.

Во всех регионах на базе дворцов школьников будет создана сеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры. Такая мера поможет успешно интегрировать молодое поколение в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду.

Также запланировано обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учетом международных требований и цифровых навыков. В программы будут включены новые дисциплины, отражающие инновационные технологии производства и дающие квалификации, пользующиеся спросом на рынке труда. Вместе с тем будет продолжена реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

В Интернете будут размещатьсявидеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов. Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям.

В высшем образовании в соответствии с задачами Послания 2018 года будет проводиться работа по увеличению числа выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными». Также планируется внедрение реестра лучших образовательных программ вузов, национальной системы квалификации, международной аккредитации образовательных программ.

Разрабатывается стратегия развития Казахстана как образовательного хаба в Средней Азии. Одна из главных целей профобразования – продвижение дуального обучения. Одновременно оказывается широкая поддержка всем желающим учиться через программы продуктивной занятости и массового предпринимательства, молодежной практики, «Серпін» и др.

 

16.           ЧТО ОЗНАЧАЕТ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА?

В Стратегии «Казахстан-2050» Глава государства подчеркнул, что нужно провести модернизацию казахского языка, который должен стать консолидатором народа Казахстана.

Вместе с тем, в соответствии с задачей Послания 2018 годабудет проводиться работа по осовремениванию казахского языка, упрощениютерминологии, а также приближению его к международному уровню. Переход на латинский алфавит способствует решению этого вопроса.

Говоря о необходимости перехода казахской письменности на латинскую графику, Президент Н.А. Назарбаев отмечает, что процесс перевода казахского языка на латиницу должен быть хорошо подготовленным и взвешенным. Поставлена задача определить четкий график перехода на латинский алфавит до 2025 года на всех уровнях образования.

26 октября 2017 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал Указ «О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику». Во исполнение данного Указа образована Национальная комиссия по переводу алфавита казахского языка на латинскую графику.

В состав Национальной комиссии вошли представители Администрации Президента, Правительства, партии «НұрОтан», депутаты Парламента, также известные общественные деятели и эксперты-лингвисты в области языковой политики.

На сегодняшний день Правительством страны разработан проект плана мероприятий, в котором детально отраженапоэтапность перевода казахского алфавита на латинскую графику до 2025 года. Первый этап охватывает  2018-2020 годы, второй – 2021-2023 годы, третий – 2024-2025 годы.

Также созданы рабочие группы орфографической, методической, терминологической, по техническому и информационному сопровождению с привлечением экспертов в области языкознания и IT- технологий.

Таким образом, переход на латиницу модернизация казахского языка станет основой и неотъемлемой частью технологического прогресса, интеграции в мировое пространство.

 

17.           КАК НАМ РАЗВИВАТЬ НАУКУ?

Казахстанская наука должна выступать одним из основных столпов при реализации поставленной Главой государства задачи по технологической модернизации страны. В Послании 2018 года определены ключевые направления реализации данной работы.

Первое. Вузовская наука будет развиваться с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях. При этом планируется осуществить поэтапный переход на английский язык прикладных научных исследований. Планируется выпуск отечественных научных журналов на английском языке, соответствующих международным стандартам и продвижение их в зарубежные ресурсы.

Второе. Вузы начнут активно реализовывать совместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК. Законодательно будет закреплена академическая свобода вузов посредством предоставления им больших прав по созданию образовательных программ.

С целью выхода казахстанской науки на мировой уровень исследований и разработок будут развиваться международные партнерские научно-технические связи с иностранными государствами на основе соглашений о научно-техническом сотрудничестве, в том числе через механизмы ГЧП, участие в международных научных проектах и совместных лабораторных исследованиях, выпуск совместных монографий и научных статей.

Третье. Усилится работа по переподготовке преподавателей, привлечению зарубежных менеджеров в вузы, будут открываться кампусы мировых университетов.

Четвертое. Софинансирование со стороны частного сектора должно стать обязательным требованием для всех прикладных научно-исследовательских разработок. Прорабатывается вопрос по созданию наиболее привлекательных условий для финансирования научных проектов.

Пятое. Выстраивание системной политики по поддержке молодых ученых с выделением им квот в рамках научных грантов. Пересмотр работы с точки зрения инвестиционных проектов и экспортного потенциала.

Вместе с тем, с целью развития стартап-компаний планируются выделение грантов для научных групп, консорциумов производственного сектора и социальных инноваций, формирование венчурных фондов, развитие брокерской деятельности, создание офисов технологического ускорения за рубежом и повышение потенциала офисов трансферта технологий.

Для своевременного трансферта технологий планируется создание сети офисов коммерциализации технологий в базовых университетах.

Будет проработанвопрос создания единойинформационной системынауки Казахстана, в котором будут автоматизированы и цифровизированы заявки на конкурсы, отчеты, государственная научно-техническая экспертиза и внедрены система управления рисками научно-исследовательских проектов.

 

18.           НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

С ростом продолжительности жизни населения и развитием медицинских технологий объем потребления медицинских услуг будет расти. Современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение.

Главой государства в Послании 2018 года поставлена задача усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни.С учетом лучшей мировой практики будет создан Национальный центр общественного здравоохранения.

Медицина будет ориентирована на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение. Особое внимание будет  уделено охране и укреплению репродуктивного здоровья молодых людей. Вместо малоэффективной и затратной диспансеризации будет осуществлен переход к управлению заболеваниями с применением дистанционной диагностики и амбулаторного лечения. Во всех регионах страны будут внедрены программы управления заболеваниями на основе международного опыта.

Для обеспечения высокоэффективной ранней диагностики и лечения рака на основе передового международного опыта запланировано принятие комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями, а также будет создан научный онкоцентр.

Здравоохранение поэтапно перейдет на систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей.

В рамках реализации Послания 2018 года будет разработана новая модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), определены четкие границы обязательств государства. Услуги, не гарантированные государством, население сможет получать, став участником ОСМС или через добровольное медицинское страхование, а также сооплату.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи населению новые медицинские технологии будут внедрены не только в диагностике и лечении заболеваний, но и в информатизации и программном обеспечении медицинских организаций.

Намечено ускоренное внедрение электронных паспортов здоровья после пилотной эксплуатации, обеспечение онлайн доступа граждан к информации о состоянии своего здоровья и расширение возможности получения услуг здравоохранения посредством различных мобильных технологий. Все медицинские организации с 1 января 2019 года должны перейти на безбумажный формат работы. До конца текущего года все медицинские организации необходимо обеспечить информационными системами на 100%. Также будут приняты меры по внедрению инновационных технологий в медицине (искусственный интеллект, персонализированная медицина на основе генетического анализа).

На сегодняшний день разработан и одобрен Единый перспективный план развития инфраструктуры здравоохранения, предусматривающий интеграцию монопрофильных медицинских организаций в многопрофильные, передачу в доверительное управление и приватизацию государственных медицинских организаций.

В рамках модернизации медицинского образования, определены стратегические зарубежные партнеры медицинских вузов, с их участием разработаны и утверждены новые стандарты образования по медицинским специальностям базовой подготовки. Для повышения уровня подготовки кадров, во всех медицинских вузах будут созданы интегрированные университетские клиники, по аналогии со Школой медицины Назарбаев Университета.

В целях реализации поставленных задач будет совершенствована законодательная база путем разработки новой редакции Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».

19.           ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ?

Для развития рынка труда и обеспечения качественной занятости необходимо.

Первое. Создать национальную систему прогнозирования развития рабочей силы. Она позволит понять, какие специалисты и в каком количестве нам нужны сегодня или через 5-10 лет. Результаты прогнозирования станут основой государственного образовательного заказа.

Для проведения данной работы Министерством труда запланированы исследовательские работы, и в настоящее время идет подбор международных экспертов по линии Всемирного банка.

Второе. Продолжить работу по развитию Национальной системы квалификаций, через которую работодатели закрепят требования к знаниям и компетенциям работников.

В рамках Послания Главы государства Министерством труда и социальной защиты населения совместно с Министерством образования и науки будут пересмотрены или разработаны профессиональные стандарты по всем основным актуальным профессиям в стране, новые образовательные программы, соответствующие профессиональным стандартам.

Третье. Содействие формальной и продуктивной занятости.

В настоящее время  разработана и реализуется Дорожная карта по формализации самозанятых.

Также разработаны региональные Дорожные карты и Карта трудоустройства, учитывающая все инфраструктурные проекты, реализуемые в регионах в рамках государственных программ, программ развития территорий и частных инициатив, где будут созданы рабочие места.

Дорожной картой предусмотрены мероприятия по:

- внесению  изменений в Предпринимательский Кодекс и налоговое законодательство в части стимулирования формальной деятельности самостоятельно занятых граждан и одновременно ужесточения требований к нелегальной занятости.

- введению упрощенной регистрации самозанятых граждан, что позволит исключить данную категорию лиц из состава «теневых предпринимателей».

Для включения неформально и непродуктивно занятых в новую экономику будут задействованы инструменты Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства. Это – профобучение, временные рабочие места, микрокредиты, стимулирование переселения в трудодефицитные регионы.

Четвертое. Создание эффективной модели трудового посредничества.

Уже начала работу единая электронная биржа труда, которая на цифровой площадке объединяет спрос и предложение по рынку труда.

Будет обеспечена кардинальная трансформация работы государственных центров занятости. Они станут современными HR-службами для работодателей и «наставниками» по трудоустройству для соискателей. Сегодня работа ведется по 4 пилотным центрам занятости.

Для расширения охвата и возможностей граждан по трудоустройству будет внедрен аутсорсинг услуг в сфере занятости частному сектору. В настоящее время на рассмотрении Мажилиса находится соответствующий проект Закона. По поручению Главы государства законопроект будет принят до 1 апреля т.г.

 

20.           ЧТО ОЗНАЧАЕТ СПРАВЕДЛИВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ?

Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты, включающую в себя комплекс мер, таких как: 

- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

- предотвращение и компенсация части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;

- предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участниками системы социального страхования;

- доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская помощь.

Все эти элементы обеспечиваются в проводимой социальной политике страны. Казахстан стремится к построению справедливой системы, которая соответствует рыночным условиям и способствует формированию стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование.

При этом, она должна стимулировать индивидуальную ответственность каждого гражданина, а не его зависимость от государства. В целом, все трудоспособные граждане должны стремиться быть ответственными за свое собственное будущее и благосостояние своих семей.

Переходя к системе пенсионного обеспечения необходимо отметить, что на данном этапе завершается реализация политики, направленной на обеспечение социальной справедливости, путем усиления зависимости размера пенсии от трудового стажа, что также стимулирует вовлеченность граждан в полноценную экономическую жизнь.

Так, с 1 июля 2018 года меняется механизм назначения базовой пенсии. Как известно, сегодня она назначается всем одинаково, независимо от трудового стажа и дохода лиц, достигших пенсионного возраста.

Новый механизм предполагает назначение базовой пенсии в зависимости от трудового стажа граждан до 1 января 1998 года и периода их участия в накопительной пенсионной системе после 1998 года.

Размер базовой пенсии будет дифференцирован в зависимости от совокупного стажа граждан. Если стаж гражданина превышает 33 года, то размер базовой пенсии будет составлять 100 % от величины прожиточного минимума (размер ПМ на 2018 год28 284 тенге), при стаже 20 лет – 74 % от ПМ (20 930 тенге), при стаже до 10 лет или его отсутствия – 54% от ПМ (15 274 тенге).

Эти изменения также коснутся пенсионеров, которые сегодня получают пенсии, а их более 2 млн. человек и позволит обеспечить увеличение размера их базовой пенсии в среднем в 1,8 раза (средний размер базовой пенсии с 1 июля тек .года - 25 456 тенге) по сравнению с 2017 годом (14 466 тенге).

На сегодня рассмотрены все пенсионные дела, подготовлены расчеты и определена потребность в дополнительных средствах(на указанные цели в РБ на 2018 год дополнительно предусмотрено - 128,9 млрд.тенге). Следует отметить, что для проведения перерасчета дополнительные документы от пенсионеров не требуются, достаточно той информации, которая имеется в пенсионном деле.

Таким образом, схема пенсионного обеспечения очень проста: чем больше человек трудится, тем выше его пенсионное обеспечение в старости.

По системе социального страхования

Посланием предусмотрено   усиление взаимосвязи между трудовым стажем и размерами социальных выплат по системе обязательного социального страхования. Необходимо отметить, что данное новшество будет соответствовать принципу социальной справедливости.

Система обязательного социального страхования введена с 1 января 2005 года. Обязательное социальное страхование, финансируемое за счет отчислений работодателей и работников, предназначено для дополнительной защиты работников формального сектора, которая зависит от уровня взносов плательщика.

С момента введения система постепенно совершенствовалась путем расширения социальных рисков, охватываемых системой социального страхования и оптимизации параметров отдельных видов выплат.

 Так, в начале(2005 г.)в системе были предусмотрены выплаты по трем видам социальных рисков: на случай утраты трудоспособности, на случай потери кормильца и на случай потери работы. В 2008 году система была дополнена двумя видами социальных рисков: на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, а также в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. Также, менялся механизм определения размера социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, в части учета размера застрахованного дохода и стажа участия в системе обязательного социального страхования.

Вместе с тем, учитывая что система достигла определенного уровня «зрелости», назрела необходимость дальнейшего пересмотра параметров по части усиления взаимосвязи между трудовым стажем и размеров выплат при наступлении социального риска.

В этой связи, в системе социального страхования будут приняты меры в защиту интересов работающего населения, путем совершенствования параметров, применяемых при назначении выплат из системы социального страхования (стажа участия, степени утраты трудоспособности и коэффициента замещения дохода).

В данном направлении будут изучены международные стандарты и практика по механизмам определения размеров выплат по видам социальных рисков с учетом страховых принципов и социальной справедливости.

 

21.           КАКИЕ НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВО ПРИНИМАЕТ НА СЕБЯ?

Глава государства в Послании 2018 года отметил, что расходы республиканского бюджета на социальную сферу в 2018 году увеличены на 12% и превысили 4,1 триллиона тенге.Повышение социальных выплат, в том числе пенсий, увеличит доходы более 3 миллионов казахстанцев.

С 1 января 2018 года солидарные пенсии выросли на 8%. Повышение пособий для инвалидов, семьям, потерявшим кормильца, воспитывающим детей-инвалидов, составило до 16%.С 1 июля 2018 года базовая пенсия увеличится в среднем в 1,8 раза в зависимости от трудового стажа.

В соответствии с Посланием Главы государства поручено с 1 июля 2018 года дополнительно ввестигоспособие для родителей, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами 1 группы с детства. Размер такого пособия в  месяц составит не менее одного прожиточного минимума (величина прожиточного минимума на 2018 год – 28284 тенге). Получателями такого пособия станут порядка 14 тыс. семей.

Для повышения престижа профессии учителя с 1 января 2018 года должностной оклад учителей, которые переходят на обновленное содержание учебного материала, будет увеличен на 30%. Также в соответствии с новой сеткой категорий для учителей, учитывающий уровень квалификации, в зависимости от подтверждения заработная плата учителей вырастет от 30 до 50%.

 

22.           ЧТО БУДЕТ СДЕЛАНО ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУПРАВЛЕНИЯ?

Будет продолжена работа по сокращению издержек для предпринимателей и населения при государственном администрировании. Для этих целей запланировано ускоренное принятие соответствующего закона по дерегулированию бизнеса.Получение бизнесом господдержки будет максимально упрощено. Весь процесс выстроится по принципу «одного окна». Комплексные госуслуги также будут оказываться по принципу «одного заявления», что исключит необходимость подачи нескольких заявлений в различные инстанции.

Будет продолжена работа по повышению качества услуг субъектов естественных монополий, а также установлению обоснованных тарифов с учетом инвестиционных программ. Монополист будут нести ответственность за качественное предоставление своих услуг. Субъектам естественных монополий необходимо внедрять интеллектуальные системы в работу, с целью её упорядочения.

Будут приняты решительные действия по улучшению бизнес-климата, особенно на региональном уровне. Правительство ведет подготовку нового пакета системных мер по поддержке бизнеса, вывода его из тени.

В части реализации плана приватизации работа продолжится в ускоренном формате, расширив его за счет сокращения числа подведомственных организаций госорганов.

Реально необходимые подведомственные организации будут консолидированы в целях сокращения административных расходов.Высвобожденные средства должны быть направлены на внедрение новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы. Новый метод оценки сократит диспропорции в окладах госслужащих регионов и центра, а также будет учитывать характер работы и ее эффективность.

Внедрение данной системы будет проходить в 2018 году в формате пилотных проектов в центральных и местных госорганах.

 

23.           КАКИЕ РЕЗЕРВЫ ИМЕЮТСЯ В РЕГИОНАХ?

В рамках реализации задач Послания 2018 года будет проведена работа по более полному раскрытию потенциала эффективности государственной службы в регионах через повышение их экономической самостоятельности и ответственности.

В целом фокус региональной политики будет ориентирован на стимулирование роста собственных доходов регионов. Одним из перспективных источников является развитие въездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире.

Регионы Казахстана обладают своими уникальными природными, историческими и культурными богатствами, а наш народ славится глубокими традициями гостеприимства. Все это представляет собой уникальную базу для создания экономики услуг туризма.

Сегодня государство создает условия и поддерживает инициативы для развития малого и среднего бизнеса, в том числе туристического. Так, Фонд Даму только в прошлом году профинансировал около 200 проектов в области туризма. Большие возможности для развития малого бизнеса в сфере туризма открывает программа «РуханиЖангыру»: обслуживание визит центров, создание инфраструктуры вокруг культурно-исторических и духовных памятников Казахстана дает возможность для создания новых рабочих мест.

Вместе с тем, Правительствомбудет принятдополнительный комплекс мер, включая упрощение визовых процедур, развитие инфраструктуры и снятие барьеров в отрасли туризма.

В рамках фискальной децентрализации запланирована передача в региональные бюджеты корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса.С 1 января 2018 года в городах районного значения, селах и сельских округах с численностью населения свыше 2 тысяч человек законодательно предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления.С 2020 года эти нормы будут действовать в остальных городах районного значения, селах, поселках и сельских округах.

В бюджет городов районного значения, сел и сельских округов передано 7 видов налоговых и других неналоговых поступлений, а также 19 направлений расходов.Это позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения.

 

24.           ЧТО БУДЕТ СДЕЛАНО ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА?

Основным инструментом в борьбе с коррупцией является превентивная борьба и профилактика.

В этой связи будет продолжена работа по совершенствованию превентивных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий коррупционных проявлений, а также вовлечению в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции.

Важным элементом борьбы с коррупцией и верховенства закона является цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом.

Поэтапный переход на цифровые технологии минимизирует коррупцию, обеспечит прозрачность деятельности органов, а также создаст новые возможности для защиты прав граждан и интересов государства. Граждане получат доступ к процессу рассмотрения их обращений и своевременному получению качественных ответов.

Осуществляются институциональные преобразования судебной и правоохранительной систем. В законодательство внесены нормы, предусматривающие усиление защиты прав граждан в уголовном процессе, снижение его репрессивности. Расширены права адвокатов, а также судебный контроль на досудебной стадии. Разграничены полномочия и зоны ответственности правоохранительных органов. Судебная система станет более транспарентной.

Будет продолжена работа по укреплению гарантий конституционных прав граждан, обеспечению верховенства права, гуманизации правоохранительной деятельности.

Министерством юстиции предложена проработка поправок по дальнейшему совершенствованию административного деликтного законодательства с целью его гуманизации и снижения репрессивности.

В сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности будут активно внедряться интеллектуальные системы видеонаблюдения и распознавания на улицах и в местах массового пребывания граждан, контроля за дорожным движением.

 

25.           КАК БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ ГОРОДА ДЛЯ УДОБСТВА ГРАЖДАН?

В мире пришли к пониманию, что именно города конкурируют за инвесторов. Люди выбирают не страну, а город, в котором комфортно жить и работать. Для того чтобы города были более удобными для граждан, а также в целях улучшения качества жизни населения в 5 крупнейших городах страны реализуются проекты «Смарт Сити» – «SmartAstana», «SmartAlmaty», «SmartAktobe», «SmartOntystuk», «SmartKaraganda.Цель «Смарт Сити» — повышение эффективности всех городских служб.

Развитие городов будет осуществляться с помощью внедрения передовых цифровых технологий. С их внедрением появляются централизованные системы контроля состояния городской инфраструктуры: видеонаблюдения, контроля качества уборки общественных территорий, мониторинга качества коммунальных услуг, управления жизнеобеспечением города.

Основным станет реализация принципа взаимодействия государственных органов с частными организациями, при котором будут итеративно вырабатываться новые усовершенствованные решения, подходы и необходимые изменения в НПА. От реализации проектов «Смарт Сити» будут получены различные положительные эффекты (экономические, социальные, экологические).

Использование передовых технологий позволяет адаптировать работу городских систем к фактическим потребностям и нагрузкам, следствием чего является уменьшение издержек за счет снижения потребления ресурсов, повышение качества услуг, создание новых точек экономического роста. Внедрение интеллектуальных технологий влияет практически на все сферы.

В настоящее время реализуются различные элементы «Смарт Сити». В рамках «SmartAstana» реализованы проекты по видеонаблюдению, фото и видео-фиксации, мобильному приложению «SmartAstana», чат-боту для взаимодействия с городскими службами, Opendata – порталу открытых данных.

По проекту «SmartAlmaty» реализованы проекты по системе видеофиксации, открытому акимату, общественной приемной акимата нового формата «OpenAlmaty», открытию Центра правовых услуг по принципу openspace.

В рамках «SmartAktobe» реализуются проекты по цифровому акимату, автоматизации государственных услуг, народному контролю, мобильному приложению «AktobeSmartCity».

В соответствии с «SmartOntystuk» реализуются проекты по приему детей в первый класс и детские сады в электронном режиме, электронной программе распределения квартир гражданам, состоящим в очереди.

По проекту «SmartKaraganda» реализуются проекты по 100 % переводу медицинских организаций области на безбумажный документооборот, внедрению системы электронной выдачи билетов и диспетчеризации.

В целях систематизации проводимой работы по стране, будет сформирован «эталонный» стандарт «Смарт Сити» на основе опыта города Астана, на базе которого начнется распространение лучших практик и обмен опытом между городами Казахстана.

«Умные города» станут локомотивами регионального развития, распространения инноваций и повышения качества жизни на всей территории страны.