Методическое пособие по разъяснению

Послания Президента Н.А. Назарбаева

народу Казахстана

 

 

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 


 

СТРУКТУРА

 

I. Четвертая промышленная революция: новые возможности, вызовы и угрозы............................................................................................................ 3

II. Значение Послания-2018..................................................................... 4

III. Приоритеты Послания-2018............................................................... 6

1.   Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий      6

2.   Дальнейшее развитие ресурсного потенциала............................ 8

3.   «Умные технологии» – шанс для рывка в развитии агропромышленного комплекса.................................................................................................. 10

4.   Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры      12

5.   Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе...................................................................................................... 13

6.   «Перезагрузка» финансового сектора......................................... 16

7.   Человеческий капитал – основа модернизации......................... 22

8.   Эффективное государственное управление.............................. 29

9.   Борьба с коррупцией и верховенство закона.............................. 32

10.   «Умные города» для «умной нации»......................................... 33

 


 

I. ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: НОВЫЕВОЗМОЖНОСТИ, ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

Сегодня технологии меняются быстро как никогда, создавая новые вызовы в распределении межотраслевых и межстрановых связей, в структуре трудовых ресурсов и образовании.

Четвертая промышленная революция влечет за собой беспрецедентный масштаб изменений для человечества. Ее ключевой двигатель – массовое внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0), обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

Справочно: Первая промышленная революция началась во второй половине XVIII века, когда появилась возможность при помощи воды и пара перейти от ручного труда к машинному. Промышленная революция сильно повлияла не только на развитие науки и техники, но и на изменение структуры общества, урбанизацию, появление новых специальностей.

Вторая характеризовалась развитием массового конвейерного производства, связанного с освоением электричества. Резко повысилась производительность труда, изменились подходы к управлению предприятиями.

Третья промышленная революция началась во второй половине прошлого века с создания цифровых компьютеров и последующей эволюции информационных технологий, автоматизировавших производство.

Этот новый процесс обладает огромным потенциалом по увеличению уровня жизни человечества, решению многих насущных проблем. Изменения охватят самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие.

Промышленная революция открывает беспрецедентные горизонты в сфере обработки, хранения информации и доступа к знаниям, зарождает технологические прорывы в самом широком спектре областей: искусственный интеллект, роботизация, Интернет вещей, большие данные и аналитика, трехмерная печать, нанотехнологии, биотехнологии, накопление и хранение энергии.

Мы являемся свидетелями рождения новых бизнес-моделей, дизруптивного воздействия на утвердившиеся традиционные компании, а также коренного преобразования систем производства, потребления, транспортировки и поставки. Отрасли экономики, имеющие доступ к большим массивам данных, получат возможность радикально повысить качество принимаемых решений на их основе. Экономика станет более прозрачной, предсказуемой, а ее развитие быстрым и системным.

Аналогичная трансформация происходит на уровне государственных учреждений и в социальной сфере. Повысятся возможности для высокоинтеллектуальной и творческой работы, и в то же время она станет более востребованной и ценимой.

Четвертая промышленная революция открывает перед мировой экономикой широчайшие возможности роста, но и одновременно ставит абсолютно новые вызовы. Развитие технологий и новых производственных схем ломает существующие экономические структуры, компании вынуждены подстраиваться под изменяющиеся запросы потребителя, но при этом возникает парадокс, когда экономика может расти, а безработица при этом увеличиваться за счет новых интеллектуальных систем, заменяющих трудоспособное население.

Экономика, основанная на новых реалиях, нуждается все больше в высококвалифицированных специалистах, создающих новые технологии, и все меньше в низкоквалифицированных рабочих. Подобная тенденция усиливается со временем, распространяя свое влияние не только на отрасли хозяйства тех или иных стран, но и на целые макрорегионы.

Мы можем стать свидетелями нарастающей поляризации в мире, которая разделит тех, кто принимает происходящие изменения, и тех, кто им сопротивляется. Это приводит к неравенству, которое разделит тех, кто приспособился, и тех, кто сопротивляется переменам. В связи с чем наступление Четвертой промышленной революции воспринимается как вызов, на который человечеству предстоит ответить.

Странам необходимо прилагать колоссальные усилия, чтобы не остаться на обочине нового динамичного мира, а встроиться в глобальные цепочки стоимости. Необходимо взять курс на переход к экономике знаний и инноваций, полномасштабно реализовывать программы технологической модернизации и перевооружения. В противном случае весьма вероятен сценарий отката к фундаментализму, что станет глобальной проблемой уже новой системы мировой экономики.

 

II. ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ-2018

Послание Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана является вектором развития страны для адаптации и навигации в новом мире – Четвертой промышленной революции.

Послание-2018 связано с теми тенденциями, которые происходят в мировой экономике. В документе отмечается важность таких факторов, как развитие технологий, особенно цифровых, и развитие человеческого капитала. Именно в этой сфере сейчас разворачивается основная конкуренция между ведущими странами мира.

Новое Послание развивает платформу курса Третьей модернизации Казахстана, объявленной Главой государства в 2017 году.

Цели остаются неизменными. Это реализация Стратегии развития «Казахстан-2050» - успешное продвижение страны в 30-ку самых развитых стран в кардинально новых условиях, связанных с начавшимся процессом перехода всего мира к новому технологическому укладу.

Последовательно продолжается исполнение Плана нации – 100 конкретных шагов, из которых 60 уже выполнены. Остальные носят в основном долгосрочный характер и осуществляются планомерно.

По поручению Президента страны, Правительством подготовлен Стратегический план развития страны до 2025 года, ряд программных документов для движения вперед.

Новое Послание ставит конкретные задачи перед всей исполнительной властью, которые необходимо решить уже в 2018 году для успешной адаптации страны к вызовам и новым возможностям Четвертой промышленной революции.

1. Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий;

2. Дальнейшее развитие ресурсного потенциала;

3. «Умные технологии» – шанс для рывка в развитии АПК;

4. Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры;

5. Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе;

6. «Перезагрузка» финансового сектора;

7. Человеческий капитал – основа модернизации;

8. Эффективное государственное управление;

9. Борьба с коррупцией и верховенство закона;

10. «Умные города» для «умной нации».

Казахстан, при достижении обозначенных Главой государства ключевых ориентиров, имеет большие перспективы не только для их поддержания, но и для дальнейшего ускорения и продвижения вверх в топ-30 стран мировой экономики.

 

 

 

 

III. ПРИОРИТЕТЫ ПОСЛАНИЯ-2018

 

1.   Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий

ЦЕЛЬ: Обеспечение экономического роста с использованием достижений нового технологического уклада 4.0

Это должно быть достигнуто путем реализации следующих ключевых задач:

1.   Обеспечение высокой производительности труда в обрабатывающем секторе;

2.   Разработка и апробация новых инструментов, направленных на модернизацию и цифровизацию казахстанских предприятий с ориентацией на экспорт продукции. Стимулирование трансферта технологий;

3.   Реализация пилотных проектов по оцифровке нескольких казахстанских промышленных предприятий и широкое транслирование успешного опыта;

4.   Развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений на платформе Назарбаев Университета, МФЦА, Международного технопарка IT-стартапов.

Обеспечение функционирования частного рынка венчурного финансирования и разработка соответствующего законодательства;

5.   Выработка согласованной политики по трудоустройству высвобождаемой рабочей силы;

6.   Адаптация системы образования, коммуникации и сферы стандартизации под потребности новой индустриализации;

7.   Разработка третьей пятилетки индустриализации.

 

В рамках реализации поставленной Главой государства в Послании задачи в 2018 году планируется принять следующий комплекс мероприятий.

В первую очередь совершенствуются действующие, а также будут разработаны новые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию отечественных предприятий с ориентацией на экспорт продукции и трансферт технологий. В текущем году в пилотном формате запланирована оцифровка ряда промышленных объектов.

Будет разработана Дорожная карта по развитию экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений в Назарбаев Университете, МФЦА и Международном технопарке IT-стартапов. Для успешного функционирования экосистемы в текущем году предусмотрено внесение изменений и дополнений в законодательство, которое обеспечит стимулированиечастного рынка венчурного финансирования, спроса на новые технологии со стороны реального сектора.

Президентом Н.А. Назарбаевым отмечено, что цифровизация экономики несет риски масштабного высвобождения рабочей силы. Данный вопрос находится на постоянном контроле государства. В каждом регионе страны проводится мониторинг и анализ рынка труда. В этой связи будет разработана и реализована Дорожная карта по управлению перетоками трудовых ресурсов, включающая в себя трудоустройство, переобучение высвобождаемой рабочей силы. Данная работа была апробирована на крупных предприятиях «RG», «Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау», «Казцинк» с численностью работников 160 тысяч.

До конца 2018 года будет разработана Концепция третьей пятилетки индустриализации, направленная на становление промышленности «цифровой эпохи». Основные акценты документа –

инновации, трансферт технологий и содействие цифровизации обрабатывающей промышленности. В следующем году будет подготовлена Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2020-2024 гг.

Также в целях пересмотра организации деятельности Автономного кластерного фонда «Парк инновационных технологий» «Алатау» запланировано проведение анализа расходования аккумулированных средств. По результатам будут приняты необходимые нормативные акты, направленные на реорганизацию деятельности фонда.

Важно отметить, что для реализации задачи по внедрению Индустрии 4.0 в стране имеется необходимая база. Именно результаты индустриализации стали одним из основных стабилизирующих факторов в кризисных 2014-2015 годах, когда цены на нефть резко снизились. Это подтверждается стабильным ростом производства в обрабатывающем секторе на фоне падения в других секторах промышленности.

Реализация индустриализации повлияла на изменение структуры экономики и промышленности. Так, вклад обрабатывающего сектора в развитие экономики (ВВП) увеличился с 10,1% в 2015 году до 11,5 % по итогам 9 месяцев 2017 года, в промышленности – с 31,8% в 2010 году до 40,6% по итогам 11 месяцев 2017 года, в экспорте – с 27,9% в 2010 году до 32,2% за 10 месяцев 2017 года. 

За 2017 год введено 120 проектов на сумму порядка 1,5 трлн. тенге с созданием порядка 10 тысяч постоянных рабочих мест.

В целях создания системы поддержки несырьевого экспорта в 2017 году разработана и принята Национальная экспортная  стратегия.

Благодаря индустриализации мы смогли сделать обрабатывающую промышленность привлекательной для инвестиций. Только за первое полугодие 2017 года доля обрабатывающей промышленности в прямых иностранных инвестициях увеличилась до 22,8%.

Сформированный новый класс профессиональных предпринимателей стал стабилизирующим фактором, который менее подвержен внешним шокам и нацелен на дальнейший рост.

 

2.   Дальнейшее развитие ресурсного потенциала

ЦЕЛЬ: Эффективное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности

В рамках данного приоритета ключевое значение приобретают следующие задачи:

1.          Переосмысление подходов к организации сырьевых индустрий, управлению природными ресурсами. Внедрение комплексных информационно-технологических платформ.

2.          Повышение требований к энергоэффективности и энергосбережению предприятий, экологичности и эффективности работы производителей энергии.

3.          Стимулирование бизнеса в целях инвестирования в «зеленые» технологии.

4.          Принятие местными исполнительными органами мер по современной утилизации и переработке твердо-бытовых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса.

Глава государства в Послании ставит задачу переосмыслить организацию сырьевых индустрий, подходы к управлению природными ресурсами. В данном направлении в текущем году будут выработаны предложения по внедрению комплексных информационно- технологических платформ.

Используя передовые технологии по обработке и анализу «Больших данных», в Единой государственной системе мониторинга окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан будет консолидирована информация в области охраны окружающей среды. Это позволит принимать правильные управленческие решения для обеспечения экологической безопасности, сохранения воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.Система включена в Государственную программу «Цифровой Казахстан» со сроком реализации 2019 – 2021 годы.

Также будет упрощено получение прав недропользования и оптимизирована налоговая нагрузка (Налоговый кодекс и в кодекс «О недрах и недропользовании»). 27 декабря 2017 года подписан новый Кодекс «О недрах и недропользовании», направленный на развитие геологоразведки и недропользования. За основу взят Австралийский опыт, который получил распространение по всему миру, особенно в Перу, Канаде, Чили, Эквадоре, Нигерии, Мозамбике. Все эти страны обладают самым высоким рейтингом привлекательности инвестиций в недропользование. Кодексом предусматривается заключение соглашений о переработке твердых полезных ископаемых, устанавливающих инвестиционные преференции.

Будет принят комплекс мер по современной утилизации и переработке твердо-бытовых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса, а также разработана новая редакция проекта Экологического кодекса Республики Казахстан, который планируется завершить к концу 2019 года.

Запланировано внесение изменений и дополнений в нормативные документы, которые позволят совершенствовать требования к энергоэффективности и энергосбережению предприятий; экологичности и эффективности работы самих производителей энергии.

Будут созданы условия для привлечения инвестиций в сферу возобновляемых источников энергии. На возобновляемые источники энергии (ВИЭ) сегодня приходится четверть мирового производства электроэнергии. По прогнозам, к 2050 году этот показатель достигнет 80%. Поставлена задача – довести долю альтернативной энергии в Казахстане до 30% к 2030 году. Сегодня в Казахстане действует 55 объектов ВИЭ общей мощностью 336 МВт, которыми в 2017 году выработано порядка 1,1 миллиарда кВт∙ч «зеленой» энергии.

Мир в XXI веке продолжает нуждаться в природных ресурсах, которые и в будущем будут иметь особое место в развитии глобальной экономики и экономики нашей страны. Казахстан обладает широкой ресурсной базой, которая является важной для развития многих индустрий.

3.   «Умные технологии» – шанс для рывка в развитии агропромышленного комплекса

ЦЕЛЬ: Качественное преобразование агропромышленного комплекса

1.           Увеличение в течение 5 лет производительности труда в АПК и экспорта переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза.

2.           Поиск стратегических ниш, выход на мировые рынки с высококачественной сельхозпродукцией. Продвижение бренда натуральных продуктов питания «Сделано в Казахстане».

3.           Развитие аграрной науки. Трансферт новых технологий и их адаптация к отечественным условиям.

4.           Пересмотр роли аграрных университетов и обновление программ обучения с целью их преобразования в центры распространения передовых знаний и лучших практик в АПК.

5.           Всесторонняя поддержка сельхозкооперативов.

6.           Комплексное стимулирование эффективных землепользователей. Переориентация неэффективных субсидий на улучшение условий кредитования субъектов АПК.

Аграрный сектор Казахстана располагает огромными возможностями для дальнейшего увеличения объемов производства c внедрением передовых технологий и научных достижений. От него зависит продовольственная и экономическая безопасность страны, а также трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

В рамках исполнения поручений Главы государства, озвученных в Послании 2018 года, Правительством предусмотрено внесение изменений и дополнений в Государственную программу развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы, которые направлены на увеличение в течение 5 лет в производительности труда в АПК и экспорта переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза, определение стратегических ниш на международных рынках для продвижения бренда натуральных продуктов питания «Сделано в Казахстане».

Развитие аграрной науки и аграрных университетов будет осуществляться путем:

- перехода от прямого государственного финансирования к возмещению затрат бизнес-ассоциаций на научные исследования;

- трансферта новых технологий и их адаптации к отечественным условиям;

- пересмотра роли аграрных университетов;

- обновления программ обучения; распространения передовых знаний и лучшей практики в АПК;

- внедрения на платформе minagro.kz технологий по прогнозированию оптимального времени для посевной и уборки урожая, интеллектуальных систем внесения минеральных удобрений и борьбы с вредителями и сорняками, «умного полива».

Доступность финансирования фермеров планируется обеспечить за счет перенаправления неэффективных субсидий на инвестиционное субсидирование и удешевление процентной ставки кредитов и лизинга, полной автоматизации процессов по кредитованию и субсидированию субъектов АПК посредством единой электронной цифровой платформы minagro.kz.

Развитие экспортной инфраструктуры станет возможным благодаря наращиванию перевозных мощностей; строительства перевалочных терминалов на экспортных направлениях (например, Афганистан); развития оптово-распределительных центров. 

Модернизация системы технического регулирования в соответствии с международными требованиями улучшит защиту внутреннего рынка страны от продукции, произведенной с нарушением технических регламентов. Создается система обеспечения безопасности и прослеживаемости сельхозпродукции по принципу «от фермы до стола».

Подписаны протоколы с Китаем по ветеринарным требованиям на поставку замороженного мяса МРС, отрубей и продукции пчеловодства. С Объединенными Арабскими Эмиратами согласованы ветеринарные сертификаты на ввоз говядины, баранины и куриного яйца. Подписаны ветеринарные сертификаты с Ираном на ввоз охлажденной баранины и живых овец.

Президентом Н.А. Назарбаевым поставлена задача переориентировать неэффективные субсидии на удешевление банковских кредитов для субъектов АПК. Главная цель – сделать доступным финансирование для фермеров. Планируется увеличить привлечение частных инвестиций путем инвестиционного субсидирования, субсидирования процентной ставки кредитов и лизинга, введения эффективных механизмов страхования, фондирования финансовых институтов, развития институтов гарантирования. Это позволит создать условия для масштабного технического перевооружения, внедрения технологий точного сельского хозяйства, соблюдения всех агротехнических процедур.

На сегодняшний день уже пересмотрены 65 видов субсидий, по итогам исключены 11 неэффективных субсидий, по 40 изменены критерии. В результате ежегодно будет экономиться 25 млрд. тенге. Измененные критерии повысят производство сельхозпродукции в среднем на 30 % в рамках того же бюджета.

Для развития производства продуктов питания Министерством сельского хозяйства разработана Карта агропереработки. 

Завершена реализация трехлетних научно-технических программ по основным приоритетным направлениям АПК, отличительной особенностью которых является непосредственное внедрение результатов в крестьянских и фермерских хозяйствах.

В результате принятых мер объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 2,9% и составил 4,1 трлн. тенге, растениеводческой продукции – 2,2%, животноводства – 3,9%.

 

4.   Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры

ЦЕЛЬ: Полная реализация транзитного потенциала Казахстана

1.           Повышение ежегодных доходов от транзита.

2.           Обеспечение масштабного внедрения цифровых технологий для отслеживания грузов онлайн, беспрепятственного транзита и упрощения таможенных операций.

3.           Внедрение Интеллектуальной транспортной системы по управлению транспортными потоками и определению потребности дальнейшего развития инфраструктуры.

4.           Улучшение внутрирегиональной мобильности путем увеличения финансирования ремонта и реконструкции автодорог.

На сегодняшний день Казахстан, используя выгодное географическое расположение, смог создать транзитные сухопутные коридоры в противовес традиционным международным морским маршрутам. Через эти коридоры обеспечивается выход на рынки стран Европы, Юго-Восточной Азии, Китая, России, Турции и стран Персидского залива. Уже сегодня грузы из Китая через Казахстан в Европу доставляются за 15 дней, тогда как доставка Южным морским путём занимает 45-60 дней.

Созданию трансказахстанских коридоров способствовало активное инвестирование в транспортную инфраструктуру, в том числе, в рамках Государственной программы «Нұрлы жол».

В целом транзит грузов через Казахстан в 2017 году вырос на 17% и составил почти 17 миллионов тонн. В Послании-2018 Глава государства поставил задачу довести ежегодные доходы от транзита до 5 миллиардов долларов в 2020 году.

Для выполнения этой долгосрочной задачи необходимо укрепить конкурентоспособность транзитных коридоров и получать от них стабильную экономическую отдачу. Для этого, важно эффективнее эксплуатировать транспортную инфраструктуру и внедрять современные системы управления транспортными потоками, в том числе с использованием современных технологий «блокчейн» и анализ «больших данных» для мониторинга грузов в онлайн режиме и упрощения таможенных процедур.

В связи с этим ведется работа по реализации Интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая позволит обеспечить эффективное взаимодействие между разными видами транспорта, логистическими центрами, сократить посреднические звенья и издержки, увеличить скорость движения, повысить безопасность перевозок.

Сокращение времени транзита позволит существенно увеличить объем грузоперевозок в железнодорожном секторе по всем направлениям из Китая через Казахстан. Основной эффект будет получен как за счет перехода на электронный документооборот, так и благодаря внедрению ИТС, которая позволит увеличить объем грузоперевозок за счет обеспечения качественной и безопасной дорожной инфраструктуры между регионами Казахстана и в международном сообщении. Интеллектуальная транспортная система объединит функции видеонаблюдения, управления дорожным движением, оповещения водителей о погодных условиях и электронной оплаты транспортных услуг.

Справочно.По данному направлению в Государственной программе «Цифровой Казахстан» поставлены следующие показатели: доля автомобильных дорог республиканского значения, где используются цифровые технологии: 2018-0,85%, 2019-22,8%, 2020-40%, 2021-80%, 2022-100%.

Также для улучшения внутрирегиональной мобильности будет увеличено финансирование ремонта и реконструкции местной сети автодорог. Общий объем ежегодно выделяемых на это бюджетных средств планируется довести в среднесрочной перспективе до 150 миллиардов тенге. В этом вопросе активное участие примут регионы страны.

 

5.   Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе

Цель: Улучшение качества жизни казахстанского народа

1.           Довести показатель обеспеченности жильем на одного жителя в 2030 году до 30 квадратных метров с применением новых методов строительства, современных материалов, принципиально иных подходов в проектировании зданий и планировании городской застройки.

2.           Оснащение системами интеллектуального управления строящихся и имеющихся домов и объектов инфраструктуры с целью повышения комфортности, сокращения потребления электроэнергии, тепла, воды, и как следствие, стимулирования естественных монополистов к повышению эффективности. Изменения законодательства, в том числе регулирующего сферу естественных монополий.

3.           Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.

4.           Обеспечение сельских населенных пунктов качественной питьевой водой. Ежегодное финансирование – не менее 100 миллиардов тенге.

С 2017 года была начата реализация Программы жилищного строительства «Нұрлы жер». По итогам 12-ти месяцев 2017 года введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 11,2 млн. кв. м, что превысило показатели аналогичного периода на 6,2%.

Местными исполнительными органами ведется строительство индивидуальных жилых домов в едином архитектурном стиле через выпуск облигационных займов и иных средств. В  6-ти областных центрах начато строительство 1975 домов площадью 219,3 тыс. кв. м (в Северо-Казахстанской, Актюбинской, Костанайской, Жамбылской, Алматинской и Южно-Казахстанской областях), из них ожидается сдать уже в текущем году 362 индивидуальных дома.

В рамках реализации Послания 2018 года будут внесены соответствующие изменения в законодательство, в том числе регулирующее сферу естественных монополий. Вместе с тем, в рамках реализации Послания будет проведена следующая работа:

1. Апробация и адаптация современных технологий в строительстве и коммунальном секторе.

2. Практическое применение инновационных технологий, представленных на международной специализированной выставке «EXPO 2017».

3. Развитие цифровизации строительного сектора.

4. Повышение энергоэффективности и энергосбережения зданий и сооружений.

Эффективно работает система жилищных сбережений, сделавшая жилье доступным для широких слоев населения.

В настоящее время уже ведется работа по внедрению сервисного программного продукта «Единая Республиканская электронная база данных очередников на получение жилья из государственного жилищного фонда». Электронная база позволит объединить данные очередников по всей территории страны и сократить очередь за счёт исключения дублирования очередников. Для прозрачности предоставления жилья из государственного жилищного фонда в 2019 году планируется доработать программу в части автоматического распределения жилища.

Акимам регионов в рамках реализации Послания 2018 года поручено более активно решать вопросы модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.

Для решения вопроса обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой будут ежегодно выделяться на данную работу не менее 100 миллиардов тенге и внесены изменения и дополнения в Программу развития регионов до 2020 года. На сегодня из всех источников на сельское водоснабжение направляется порядка 70 млрд.тенге (из РБ – 57 млрд.тенге, из МБ – 13 млрд.тенге). Для обеспечения равного уровня доступа к питьевой воде акиматы областей будут параллельно с республиканским бюджетом выделять средства из местного бюджета на строительство и реконструкцию систем водоснабжения в сельских населенных пунктах.

Кроме того в целях реформирования и совершенствования законодательства в сфере ЖКХ разработана концепция соответствующего законопроекта.

Концепция предусматривает следующие положения:

- усиление роли и ответственности собственников помещений (квартир) по эксплуатации и содержанию объекта кондоминиума;

- регистрацию объединений собственников квартир и объекта кондоминиума на каждом многоквартирном жилом доме (далее - МЖД) по принципу «1 дом – 1 объединение – 1 счет»;

- возможность создания единой информационной системы органов управления объектами кондоминиумов «Е-Шанырақ»;

- регламентацию прав и обязанностей управляющих и сервисных компаний во взаимоотношениях с собственниками квартир по принимаемым управленческим решениям;

- создание условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере сервисной деятельности по содержанию МЖД.

В целом законопроект направлен на урегулирование деятельности органов управления и содержания объектов кондоминиума, его порядка оформления, накопления денежных средств на капитальный ремонт общего имущества и участие в этих процессах самих собственников квартир.

В свою очередь, при поддержке местных исполнительных органов в пилотном режиме уже начато апробирование данной модели управления и содержания МЖД в городах Астана, Шымкент, Кызылорда и Степногорск.

 

6.   «Перезагрузка» финансового сектора

Цель: Устойчивость финансового сектора для обеспечения стабильного экономического роста

1.           Завершение очистки банковского портфеля от «плохих» кредитов с привлечением к экономической ответственности собственников банков.

2.           Обеспечение своевременного и действенного надзора за деятельностью финансовых институтов со стороны Нацбанка.

3.           Принятие закона о банкротстве физических лиц.

4.           Окончательное решение вопроса по валютным ипотечным займам населения, предоставленным до 1 января 2016 года, когда законодательно был введен запрет на их выдачу физическим лицам.

5.           Обеспечение долгосрочного кредитования бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики.

6.           Улучшение инвестиционного климата и развитие фондового рынка. Вывод акций нацкомпаний ФНБ «Самрук-Казына» на IPO.

Устойчивость финансового сектора является одной из важнейших задач в обеспечении стабильного экономического роста. Банки должны активно кредитовать экономику. В этой связи Правительством совместно с Национальным Банком на постоянной основе ведется работа по оздоровлению банковского сектора. Все необходимые условия для этого были созданы.Работа в данном направлении будет продолжена.

Необходимо отметить, что в 2017 году разработан законопроект по вопросам валютного регулирования. При сохранении либерального валютного режима предполагается усилить меры по усилению валютного контроля, в том числе для противодействия выводу денег из страны.

Кроме того, Национальным Банком разработан комплекс мер по оздоровлению банковского сектора (предоставление  права  Нацбанку  по оперативному контролю и применению риск-ориентированного надзора, усиление ответственности аудиторских и оценочных компаний, обеспечение прозрачности акционеров и улучшение корпоративного управления, обеспечение прозрачности акционеров и улучшение корпоративного управления и т.д.), которые планируется отработать в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и страховой деятельности» находящиеся на рассмотрении в Мажилисе Парламента.

Завершение очистки банковского портфеля от «плохих» кредитов с привлечением к экономической ответственности собственников банков

В 2017 году в рамках «перезагрузки» финансового сектора реализована Программа повышения устойчивости банковского сектора. Так, баланс Казкоммерцбанка полностью очищен от займов БТА Банка, сформирован необходимый уровень дополнительных провизий.Кроме того, активно решается задача по обеспечению бизнеса долгосрочным кредитованием на максимально выгодных условиях.Национальным Банком одобрено участие пяти банков в программе оздоровления на принципах солидарного участия акционеров в докапитализации и возвратности государственной помощи.

Предусмотрена экономическая ответственность акционеров банковским законодательством Республики Казахстан. Так, крупные акционеры предоставляют план рекапитализации в случаях ухудшения финансового положения банка. При этом Нацбанк может применить к крупным акционерам принудительные меры при нарушении законодательства, ухудшении финансового состояния, причинении банку ущерба. К принудительным мерам относятся требование от акционера снижение его доли в капитале, приостановление банковских операций, докапитализацию банка.

Более того, широта полномочий Национального Банка в отношении ответственности акционеров будет усилена в рамках режимов надзорного реагирования и урегулирования проблемных банков. В частности, при наличии в ссудном портфеле займов с высоким уровнем кредитных рисков, к банкам будут предъявляться требования по доформированию банками провизий (резервов) по Международным стандартам финансовой отчётности, которая заставит акционеров признать убытки. В случае ухудшения финансового положения банка регулятор будет требовать проведения оценки стоимости всего имущества акционеров для докапитализации банка.

В рамках режима урегулирования проблемных банков, акционеры будут обязаны принять меры по улучшению финансового состояния проблемного банка посредством представления Плана мероприятий. Кроме того, будет использовано надзорное суждение для оценки безупречной деловой репутации при согласовании Национальным Банком крупных акционеров и руководителей банков. Это усилит ответственность акционеров при создании банка и дальнейшем осуществлении банковской деятельности.

         Обеспечение своевременного и действенного надзора за деятельностью финансовых институтов со стороны Нацбанка

Для усиления полномочий Нацбанка предлагаются поправки в банковское законодательство в части расширения перечня связанных с банком лиц и признаков сделок с льготными условиями, предоставленных связанным с банком лицам. Кроме того, с введением риск-ориентированного надзора дополнительно при выявлении связанных сторон банка и сделок на льготных условиях будет использоваться мотивированное суждение Национального Банка. В случае выявления таких сделок будет требоваться признание физического и (или) юридического лица лицом, связанным с банком особыми отношениями либо  изменения условий сделки, совершенной на льготных условиях с лицом, связанным с банком на условия по аналогичным сделкам  с третьими лицами. Это позволит ограничить кредитование банками своих акционеров и связанных с ними лиц, тем самым снизив риски вывода активов.

Кроме того, действующее уголовное законодательство применяется только в случае действий (бездействие) акционеров и менеджмента, приведших к неплатежеспособности и последующей принудительной ликвидации финансовой организации.

В связи с внедрением риск-ориентированного надзора за деятельностью банков предлагается предусмотреть ответственность акционеров и менеджмента по недопущению ухудшения финансового состояния и нарастания рисков в деятельности банков, доведению банков до неплатежеспособности. В частности, предлагается предусмотреть уголовную ответственность лиц, действия которых способствовали доведению банка до категории неплатежеспособного банка, повлекли крупный ущерб банку и снижение собственного капитала ниже нормативных значений.

Принятие закона о банкротстве физических лиц

Значительное число граждан сталкивается с ухудшением своего финансового положения в результате экономического спада, потери работы или трудоспособности, снижением своей кредитной и покупательной способности, увеличением потребностей в кредитах для удовлетворения основных нужд. Граждане, вступая в договорные отношения, как с физическими и юридическими лицами, так и с финансовыми организациями, иногда не в силах не только выполнить договорные условия по займу, но и поддерживать способность в обеспечении своих повседневных потребностей (к примеру, оплата за коммунальные услуги) и исполнять обязанности (к примеру, уплата алиментов или налогов). Санкции за неисполнение обязательств в виде пени, неустойки и штрафов из года в год усугубляют ситуацию, переводя ее в ранг чрезмерной задолженности.

В некоторых случаях банки идут на уступки заемщикам: списывают пеню, частично либо полностью – просроченное вознаграждение и иногда часть основного долга. Банки подходят индивидуально к каждому проблемному заемщику. Однако, предпринимаемые меры не снимают социальную напряженность, проблемы заемщиков не решаются в полной мере.Для исправления ситуации необходим ряд мер, среди которых внедрение системы восстановления платежеспособности физических лиц.

Для этого Планом законопроектных работ Правительства на 2018 год предусмотрено внесение в Парламент страны в июне проекта Закона Республики Казахстан «О восстановлении платежеспособности граждан Республики Казахстан». Вместе с тем, в целях объективной оценки финансового положения гражданина и исключения фактов злоупотребления со стороны недобросовестных граждан введение в действие указанного Закона планируется после перехода страны к всеобщему декларированию (2020 год).

В конечном итоге, внедрение института восстановления платежеспособности физических лиц ослабит долговую нагрузку граждан, устранит социальное напряжение в стране, поможет банкам и прочим финансовым организациям очистить балансы.

Окончательное решение вопроса по валютным ипотечным займам населения, предоставленным до 1 января 2016 года, когда законодательно был введен запрет на их выдачу физическим лицам

Сегодня по поручению Главы государства действует Программа рефинансирования ипотечных займов, которая позволила сохранить единственное жилье более чем 23 тысячам граждан, значительно снизить долговую нагрузку заемщиков и создать оптимальные условия для исполнения обязательств перед банками. В целом, Программа охватит порядка 40 тысяч заемщиков. Нерешенными остаются вопросы валютных заемщиков, а также заемщиков, относящихся к категории социально уязвимых слоев населения.

В 2016 году был принят большой блок поправок, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг, которые в том числе позволили исключить будущие валютные риски. Вместе с тем, для действующих валютных заемщиков сохраняются риски влияния изменения курсов валют на их долговую нагрузку. У многих валютных заемщиков за годы обслуживания кредитов, долговая нагрузка возросла более чем в 2,5 раза.

На сегодняшний день в Казахстане 60% валютных займов являются проблемными, остальные 40% – потенциально проблемные займы, поскольку большей части заемщиков предоставлены временные льготные условия погашения задолженности.

По состоянию на 1 апреля 2017 года задолженность физических лиц по займам, обеспеченным жилой недвижимостью, составляет 1 527,5 млрд. тенге, из них в тенге - 1 323,5 млрд. тенге (86,6%), в иностранной валюте – 204 млрд. тенге (13,4%). В общем объеме задолженности физических лиц по займам, обеспеченным жилой недвижимостью, просроченная задолженность составляет 224,5 млрд. тенге, из которой 54,2% или 121,8 млрд. тенге приходится на долю займов в иностранной валюте.

За последние 10 лет жилье в долларовом эквиваленте потеряло практически 55% своей стоимости, в этой связи возможная реализация залогового имущества не покроет в полном объеме обязательства валютных заемщиков. Кроме того, по сведениям банков порядка 10% рефинансированных по Программе займов  находятся на просрочке, основная их доля приходится  на заемщиков, относящихся к категории социально уязвимых слоев населения.

Одним из вариантов решения проблемы прорабатывается вопрос конвертации валютных займов, которая позволит в значительной степени решить вопросы заемщиков, чьи займы были ранее конвертированы по рыночному курсу, а также исключить валютные риски физических лиц в будущем, снизить уровень проблемных займов в портфеле банков второго уровня, снизить социальную напряженность в обществе.

Улучшение инвестиционного климата и развитие фондового рынка. Вывод акций нацкомпаний ФНБ «Самрук-Казына» на IPO

В рамках перезагрузки  финансового сектора в части активизации фондового рынка принимаются активные меры по повышению его ликвидности и привлекательности для инвесторов и эмитентов. Большой блок работы сосредоточен на  оптимизации инфраструктуры фондового рынка, обеспечивающей регистрацию операций с ценными бумагами в части формирования единой базы данных о собственниках ценных бумаг, сокращения издержек на регистрацию сделок, повышения эффективности программно-технического обеспечения. Другим направлением деятельности является создание благоприятных условий для предоставления брокерами электронных услуг своим клиентам посредством новых технологических решений, средств динамической идентификации и систем дистанционного обслуживания. Это в целом упростило доступ на рынок региональным и иностранным инвесторам.

Одновременно либерализуется регулирование деятельности самих брокеров, которым на сегодняшний день открыт прямой доступ к торговле на любых иностранных рынках для приобретения финансовых инструментов для своих клиентов. Также, упрощены процедуры эмитентов по выходу на фондовый рынок, оптимизированы требования в отношении регистрации выпуска ценных бумаг и раскрытия информации перед инвесторами.

Наряду с этим, проведены мероприятия по совершенствованию системы корпоративного управления в казахстанских компаниях в целях упрощения правил ведения бизнеса.

В рамках принятия мер по дальнейшему развитию фондового рынка, разработан блок поправок по активизации фондового рынка, который учитывает интересы бизнес-сообщества, представленного на площадках Ассоциации финансистов Казахстана и Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен». Данный блок поправок планируется реализовать в рамках одного из законопроектов, разрабатываемых Национальным Банком.

Разработан План совместных действий Правительства и Национального банка по развитию фондового рынка на 2018-2022 годы, который был вынесен на заседание Правительства 26 декабря 2017 года. В нем определены первоочередные меры по восстановлению и перезапуску рынка ценных бумаг.

План предусматривает мероприятия в части изменения законодательной базы и подходов в функционировании фондового рынка, уменьшения участия государства в экономике, либерализации подходов к регулированию на фондовом рынке, формирования рыночного конкурентного ценообразования в экономике и создания института управляющих пенсионными активами.

Также будет продолжена работа по дальнейшему развитию фондового рынка в части вывода акций национальных компаний

Так, в настоящее время определен перечень наиболее привлекательных в инвестиционном плане компаний для проведения их IPO или продажи стратегическому инвестору (АО «Казахтелеком», АО «НАК «Казатомпром», АО «Эйр Астана», АО «НК «КазМунайГаз»).Прорабатывается вопрос по подготовке к проведению IPO на площадке МФЦА.

Однако, в целях дальнейшего развития отечественного фондового рынка, учитывая большой интерес розничных инвесторов в участии в программе «Народное IPO», необходимо продолжить проведение публичного размещения (IPO, SPO) национальных компаний ФНБ «Самрук-Казына» на площадке АО «Казахстанская фондовая биржа» среди широкого круга населения. Это обеспечит поддержание необходимого уровня ликвидности на рынке и доверия со стороны инвесторов, вышедших на рынок по результатам прошлых IPO.

 

7.   Человеческий капитал – основа модернизации

Цель: Достижение нового качества человеческого капитала

Новое качество образования. Создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний. К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом.

1.           Внедрение к 1 сентября 2019 года в дошкольное образование единых стандартов программ для раннего развития детей, развивающих социальные навыки и навыки самообучения.

2.           Завершение в 2021 году перехода среднего образования на обновленное содержание.

3.           Усиление качества преподавания математических и естественных наук на всех уровнях образования с целью повышения эффективности подготовки молодежи к новому технологическому укладу.

4.           Снижение нагрузки на учеников по стандартам стран ОЭСР.

5.           Пересмотр подходов к модернизации казахского языка и терминологическому обновлению в соответствии с международной практикой. Определение четкого графика перехода на латинский алфавит до 2025 года на всех уровнях образования.

6.           Активное внедрение цифровых образовательных ресурсов, подключение к широкополосному Интернету и оснащение видеооборудованием школ. Обновление программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учетом международных требований и цифровых навыков.

7.           Увеличение числа казахстанских специалистов по информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными».

8.           Поэтапный переход прикладных научных исследований на английский язык.

9.           Системная политика по поддержке ученых с выделением квот в рамках научных грантов.

10.       Законодательное закрепление академической свободы вузов.

Пересмотр подходов к обучению и росту квалификации педагогов будет делаться с упором на непрерывное обучение, развитие педагогических кафедр и факультетов в вузах страны.

Будет осуществлено внедрение подушевого финансирования с тем, чтобы стимулировать конкуренцию и повышение качества образовательных услуг.

Во всех регионах будут открыты сети детских технопарков и бизнес-инкубаторов с необходимой инфраструктурой для развития творческого потенциала детей, получения ими необходимых навыков для инновационной и предпринимательской деятельности в будущем

В Интернете будут размещены видео-уроки и видео-лекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов для того, чтобы предоставить всем ученикам Казахстана равный доступ к образовательному контенту, а также стимулировать творческий подход к подаче учебного материала учителями.

Реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» будет продолжена для генерации класса продуктивной молодежи.

Развитие вузовской науки будет ориентировано на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях.

Активная реализация вузами совместных проектов с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК будет способствовать трансферту технологий и знаний.

Эффективное взаимодействие с частным сектором обеспечит востребованность прикладных научно-исследовательских разработок.

Привлечение зарубежных менеджеров в вузы и открытие кампусов ведущих зарубежных университетов позволит увеличить разнообразить образовательный ландшафт, создаст благоприятные условия для интеграции в мировой образовательный процесс, повысит конкуренцию и качество в образовании.

Для повышения престижа учителей будут повышены должностные оклады учителей на 30-50 %, а также введены в 2018 году новой сетки категорий для учителей, учитывающей уровень квалификации.

Для соответствия общепризнанным международным аналогам планируется пересмотр терминов и понятий, переведенных в последние годы на казахский язык. Будут пересмотрены и усовершенствованы принципы заимствования терминов, разработана инструкция принятия терминов. Также сформируются секции, состоящие из отраслевых специалистов и терминологов. Международные термины, утвержденные Республиканской терминологической комиссией, будут пересмотрены с конструктивной точки зрения и будут анализированы с учетом международной практики терминообразования. Международные термины будут идентифицированы и унифицированы с функционирующими терминами в законодательстве. Международные термины, которые в дальнейшем будут заимствованы для использования на государственном языке, будут адаптированы к фоно-морфологическим особенностям казахского языка.

Первоклассное здравоохранение и здоровая нация.Укрепление здоровья населения, улучшение качества и доступности медицинской помощи.

1.           Усиление управления общественным здоровьем и пропаганда здорового образа жизни

2.           Охрана и укрепление репродуктивного здоровья населения

3.           Переход к управлению заболеваниями с применением дистанционной диагностики и амбулаторного лечения. Повсеместное внедрение программы управления заболеваниями на основе международного опыта

4.           Принятие комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями. Строительство в Астане Научного онкологического центра.

5.           Разработка новой модели гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

6.           Обеспечение доступности и повышение эффективности медицинской помощи через интеграцию информационных систем и использование мобильных цифровых приложений

7.           Повышение качества подготовки медицинских кадров.

8.           Создание университетских клиник.

9.           Разработка новой редакции Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».

С ростом продолжительности жизни населения и развитием медицинских технологий объем потребления медицинских услуг будет расти. Современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение.

Главой государства в Послании 2018 года поставлена задача усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни. С учетом лучшей мировой практики будет создан Национальный центр общественного здравоохранения.

Особое внимание будет  уделено охране и укреплению репродуктивного здоровья молодых людей. Вместо малоэффективной и затратной диспансеризации будет осуществлен переход к управлению заболеваниями с применением дистанционной диагностики и амбулаторного лечения. Во всех регионах страны будут внедрены программы управления заболеваниями на основе международного опыта.

Для обеспечения высокоэффективной ранней диагностики и лечения рака на основе передового международного опыта запланировано принятие комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями, а также будет создан научный онкоцентр в Астане.

Здравоохранение поэтапно перейдет на систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей.

В рамках реализации Послания 2018 года будет разработана новая модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), определив четкие границы обязательств государства. Услуги, не гарантированные государством, население сможет получать, став участником ОСМС или через добровольное медицинское страхование, а также соцплату.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи населению новые медицинские технологии будут внедрены не только в диагностике и лечении заболеваний, но и в информатизации и программном обеспечении медицинских организаций.

Намечено ускоренное внедрение электронных паспортов здоровья после пилотной эксплуатации, обеспечение онлайн доступа граждан к информации о состоянии своего здоровья и расширение возможности получения услуг здравоохранения посредством различных мобильных технологий. Все медицинские организации с 1 января 2019 года должны перейти на безбумажный формат работы. До конца текущего года все медицинские организации необходимо обеспечить информационными системами на 100%. Также будут приняты меры по внедрению инновационных технологий в медицине (искусственный интеллект, персонализированная медицина на основе генетического анализа).

Для повышения уровня подготовки кадров, во всех медицинских вузах будут созданы интегрированные университетские клиники, по аналогии со Школой медицины Назарбаев Университета.

В целях реализации поставленных задач будет усовершенствована законодательная база путем разработки новой редакции Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».

В сфере здравоохранения уже проделана немалая работа. Реализуется  Государственная программа «Денсаулық» на 2016-2019 годы. Сформирована служба общественного здоровья. Пересмотрена структура модели первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) с учетом сохранения семейного принципа обслуживания, что позволит снизить нагрузку на одного врача общей практики до уровня стран ОЭСР к 2019 году (до 1500 человек). 

Принимаются меры по восстановлению педиатрических участков для уязвимой группы детей (от 0 до 6 лет).

Во всех регионах реализуется Программа управления заболеваниями.

Продолжается реализация национальной лекарственной политики. На рассмотрение Мажилиса Парламента направлен законопроект предусматривающий введение регулирования цен на все лекарственные средства с 2019 года.

Создан Фонд социального медицинского страхования. С 1 июля 2017 года начались отчисления работодателей.

На сегодняшний день разработан и одобрен Единый перспективный план развития инфраструктуры здравоохранения, предусматривающий интеграцию монопрофильных медицинских организаций в многопрофильные, передачу в доверительное управление и приватизацию государственных медицинских организаций.

В рамках модернизации медицинского образования, определены стратегические зарубежные партнеры медицинских вузов, с их участием разработаны и утверждены новые стандарты образования по медицинским специальностям базовой подготовки.

Качественная занятость и справедливая система социального обеспечения

1.           Разработка стандартов по всем основным профессиям для закрепления знаний, навыков и компетенций.

2.           Реализация и мониторинг новых инструментов Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, предусматривающих расширение охвата самозанятых и безработных граждан.

3.           Внедрение единой электронной биржи труда.

4.           Перевод трудовых книжек в электронный формат.

Социальная политика будет осуществляться через вовлечение граждан в полноценную экономическую жизнь.

1.   Совершенствование параметров системы социального страхования.

2.   Введение с 1 июля 2018 года дополнительного ежемесячного пособия для родителей, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами I группы с детства не ниже одного прожиточного минимума.

Для целенаправленного повышения эффективности рынка труда в первую очередь требуется разработка современных стандартов для основных профессий, в которых будет закреплено, какими знаниями, навыками и компетенциями должны обладать работники. Исходя из требований профстандартов, будут разработаны соответствующие образовательные программы и модернизированы существующие.

В течение 2018 – 2019 годов будут утверждены современные профессиональные стандарты.

Главным индикатором сокращения численности безработных и непродуктивно самозанятых граждан станет доля их охвата активными мерами занятости, микрокредитованием и пр. Так, в 2018 году ожидается:

-              охватить мерами содействия занятости более 570 тыс. человек, т.е. 40% от непродуктивно самозанятых и безработных граждан;

-              трудоустроить более 400 тыс. человек;

-              направить на профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации 88 тыс. человек;

-              выдать 11 тыс. микрокредитов и грантов.

Разработана и реализуется Дорожная карта по формализации и вовлечению неформально занятого населения в экономику страны. Во всех регионах приняты аналогичные карты, а также Карты трудоустройства, учитывающие инфраструктурные проекты, реализуемые в регионах в рамках госпрограмм, программ развития территорий и частных инициатив, где будут созданы рабочие места.

До конца декабря 2018 года будет разработан законопроект по вопросам легализации деятельности неформально занятых, предусматривающий формализацию деятельности неформально занятого населения, обеспечение перевода трудовых книжек и трудовых договоров в электронный формат. Ожидается, что в результате проведенной работы будет формализован статус 1,2 млн. самозанятых граждан на рынке труда в среднесрочной перспективе.

В целях внедрения единой электронной биржи труда (в срок до 1 апреля 2018 года) будет принят соответствующий законопроект. Министерство труда и социальной защиты населения запустило по республике единую информационную базу рынка труда – «Электронная Биржа труда» (ЭБТ), в которую вводится новый многоканальный порядок представления вакансий для работодателей без обязательного личного посещения ими центров занятости и предоставления широкого доступа для всех участников рынка труда, в том числе частными агентствами занятости (ЧАЗ) и онлайн-площадок.

Перевод трудовых книжек в электронный формат будет осуществлен на основе соответствующего закона, предусматривающего необходимые нормы. Его разработка ожидается до конца декабря 2018 г.

Усиление взаимосвязи между трудовым стажем и размерами социальных выплат в системе обязательного социального страхования будет достигнуто путем пересмотра параметров, применяемых при назначении выплат из системы социального страхования (стажа участия, степени утраты трудоспособности и коэффициента замещения дохода) на основании международных стандартов и практик по механизмам определения размеров выплат по видам социальных рисков с учетом страховых принципов и социальной справедливости.

В рамках этого направления будет проведена работа по расширению охвата занятого населения системой ОСМС и организация мер по своевременной и полной уплате социальных отчислений в ГФСС.

Задачи эти будут выполняться с учетом международного опыта и на основе расчета устойчивости системы социального страхования.

До конца года будет разработан соответствующий законопроект.

С 1 июля т.г. вводится новый механизм её назначения в зависимости от трудового стажа, выработанного гражданами                    до 1 января 1998 года, и периода их участия в накопительной пенсионной системе после 1998 года.

С учетом этих преобразований, в Казахстане, как отметил Глава государства, пенсионная система будет полностью привязана к трудовому стажу.

Данное изменение обеспечит 2 млн. пенсионеров увеличение в 1,8 раза от текущего размера базовой пенсии.

Справочно:Размер базовой пенсии с 1 июля 2018 года при стаже работы до 10 лет составит 54% от прожиточного минимума (ПМ) или 15274 тенге.

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, – по 2 % за год (но в совокупности не более 100 % за 33 года).

Т.е. за стаж работы 33 и более лет, размер базовой пенсии составит 100 % от величины прожиточного минимума.

При стаже 20 лет размер базовой пенсии будет уже 74 % от ПМ или 20 930 тенге (расчет: 54 % за 10 лет, сверх 10 лет отработано 10 лет или 24 %).

С 1 июля 2018 года при назначении базовой пенсии наряду с выработанным трудовым стажем будет учитываться время ухода за ребенком-инвалидом.

 

8.   Эффективное государственное управление

Цель: Формирование транспарентной и социально-ориентированной системы.

1.           Сокращение издержек для предпринимателей и населения при государственном администрировании.

2.           Принятие закона, направленного на дальнейшее дерегулирование бизнеса.

3.           Цифровизация процессов получения бизнесом господдержки по принципу «одного окна».

4.           Повышение качества услуг субъектов естественных монополий. Обеспечение обоснованности тарифов с учетом инвестиционных программ.

5.           Улучшение бизнес-климата на региональном уровне.

6.           Подготовка нового пакета системных мер по поддержке бизнеса, вывода его из тени.

7.           Реализация плана приватизации, сокращение числа подведомственных организаций госорганов.

8.           Внедрение новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы. Реализация пилотных проектов в центральных и местных госорганах по внедрению этой системы.

9.           Повышение экономической самостоятельности и ответственности регионов. Выравнивание расходов на стимулирование роста собственных доходов регионов.

10.       Внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления в городах районного значения, селах и сельских округах с численностью населения свыше 2 тысяч человек законодательно.

11.       Принятие комплекса мерпо развитиювъездного и внутреннего туризма, включая упрощение визовых процедур, развитие инфраструктуры и снятие барьеров в отрасли туризма.

12.       Передача в региональные бюджеты корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса.

13.       Применение госорганами цифровых технологий для учета замечаний и предложений граждан. Защита информационных систем и устройств. 

Государственное администрирование на всех уровнях будет развиваться с учетом повсеместного внедрения цифровых технологий для повышения транспарентности и удобства пользователей госуслуг.

Так, процессы получения бизнесом государственной поддержки будут выстраиваться по принципу «одного окна».Будет продолжена работа по сокращению издержек для предпринимателей и населения при государственном администрировании. Для этих целей запланировано ускоренное принятие соответствующего закона по дерегулированию бизнеса. Комплексные госуслуги также будут оказываться по принципу «одного заявления», что упростит необходимость обращаться в различные инстанции за справками. Такой подход позволит улучшить бизнес-климат, особенно на региональном уровне.

Перечень объектов приватизации будет расширен за счет сокращения числа подведомственных организаций государственных органов.   В конкурентную среду будут переданы 7000 подведомственных организаций. Консолидация подведомственных организаций государственных органов  позволит снизить административные расходы. Высвобожденные средства должны быть направлены на внедрение новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы. Новый метод оценки сократит диспропорции в окладах госслужащих регионов и центра, а также будет учитывать характер работы и ее эффективность.Внедрение данной системы будет проходить в 2018 году в формате пилотных проектов в центральных и местных госорганах.

Для активного взаимодействия гражданина и представителей государственных органов предлагается внесение изменений и дополнений в Стратегию национальной безопасности Республики Казахстан на 2017-2020 годы в части применения государственными органами современных цифровых технологий для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования.
         Кроме того, в рамках данной Стратегии предполагается обеспечить механизмы  надежной защиты информационных систем, устройств и доступа к управлению производственными и инфраструктурными объектами, включая развитие «электронной границы» государства и критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Казахстан.

В рамках реализации задач Послания 2018 года будет проведена работа по более полному раскрытию потенциала эффективности государственной службы в регионах через повышение их экономической самостоятельности и ответственности.

В целом фокус региональной политики будет ориентирован на стимулирование роста собственных доходов регионов. Одним из перспективных источников является развитие въездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире.

Вместе с тем, Правительством будет принят дополнительный комплекс мер, включая упрощение визовых процедур, развитие инфраструктуры и снятие барьеров в отрасли туризма.

В рамках фискальной децентрализации запланирована передача в региональные бюджеты корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса. С 1 января 2018 года в городах районного значения, селах и сельских округах с численностью населения свыше 2 тысяч человек законодательно предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления. С 2020 года эти нормы будут действовать в остальных городах районного значения, селах, поселках и сельских округах.

В бюджет городов районного значения, сел и сельских округов передано 7 видов налоговых и других неналоговых поступлений, а также 19 направлений расходов. Это позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения.

Будет продолжена работа по повышению качества услуг субъектов естественных монополий, а также установлению обоснованных тарифов с учетом инвестиционных программ. Монополист будут нести ответственность за качественное предоставление своих услуг. Субъектам естественных монополий необходимо внедрять интеллектуальные системы в работу.

Профессионализация государственного аппарата осуществляется в соответствии с первым направлением пяти институциональных реформ Президента Республики Казахстан и Плана нации – 100 конкретных шагов.

Создание эффективной, современной государственной службы и структуры управления, а также формирование компактного и профессионального Правительства, сконцентрированного на выполнении наиболее важных функций, является ключевой задачей Правительства.

Будет продолжена работа по внедрению принципов меритократии, прозрачности и транспарентности системы государственной службы; развитию системы обучения государственных служащих посредством реализации программы регулярного обучения, основанной на технологиях и принципах государственного управления, ориентированного на результат; цифровизации и реинжинирингу внутренних процессов в государственных органах; повышению ориентированности деятельности государственных служащих на результат и интересы граждан; проведению анализа причин низкого качества оказания государственных услуг, внедрению механизма обжалования гражданами действий государственных органов при оказании государственных услуг; совершенствованию системы оценки деятельности государственных служащих.

В реализацию данных инициатив 23 ноября 2015 года принят новый Закон «О государственной службе Республики Казахстан», вступивший в силу с 1 января 2016 года.

 

9.   Борьба с коррупцией и верховенство закона

Цель: Укрепление гарантий конституционных прав казахстанцев

1.           Совершенствование форм и методов предупреждения коррупционных правонарушений. Усиление превентивной составляющей в противодействии коррупции.

2.           Укрепление гарантий конституционных прав граждан, обеспечение верховенства права, гуманизация правоохранительной деятельности.

3.           Внедрение интеллектуальных систем видеонаблюдения для охраны общественного порядка и обеспечения безопасности.

Будут проработаны вопросы совершенствования форм и методов предупреждения коррупционных правонарушений, усиления превентивной составляющей в противодействии коррупции.

Параллельно продолжится работа с населением по внедрению в общественное сознание идеи нулевой терпимости к коррупционным правонарушениям при активном взаимодействии с институтами гражданского общества.

Поэтапная цифровизация уголовного и административно-деликтного процессов обеспечит прозрачность деятельности органов, а также создаст новые возможности для защиты прав граждан.

Одновременно будут рассматриваться предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, направленные на:

- повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе;

- усиление прозрачности правоохранительной деятельности;

- гуманизацию и снижение избыточной репрессивности уголовного процесса;

- внедрение и укрепление правозащитных стандартов в сфере уголовного преследования;

- дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства, расширение сферы применения мер, альтернативных лишению свободы;

- расширение сферы применения медиации в уголовном процессе;

- гуманизацию системы исполнения уголовных наказаний.

 

10.     «Умные города» для «умной нации»

Цель: организация новой городской среды для повышения качества жизни

1.           Формирование на основе имеющегося опыта эталонного стандарта «Смарт Сити».

2.           Распространение лучших практик и обмен опытом между городами Казахстана.

Реализация проектов в рамках «Smart city»будет осуществляться с использованием лучших практик, как мирового сообщества, так и реализованных в Казахстане. Взаимодействие государственных органов с частными организациями по выработке новых усовершенствованных решений, подходов и необходимых изменений в НПА станет основой этого процесса.

Реализация проектов «Smart city» возымеет различные положительные эффекты (экономические, социальные, экологические).

Использование передовых технологий позволит адаптировать работу городских систем к фактическим потребностям и нагрузкам, уменьшить издержки за счет снижения потребления ресурсов, повысить качество услуг, создать новые точки экономического роста.

Внедрение интеллектуальных технологий влияет практически на все сферы нашей повседневной жизни: повышает мобильность, уменьшает временные затраты в транспортной отрасли, снижает затраты за счет лучшей диагностики, уменьшает нагрузку на учреждения, упрощает доступ к медицинской помощи, контроль качества услуг, повышает уровень здоровья населения в сфере здравоохранения, обеспечивает контроль процесса обучения, персонализирует программы, улучшает доступ к знаниям в сфере  образования, снижает затраты, повышает прозрачность, безопасность и упрощает транзакции, стимулирует развитие новых систем оплаты, повышает адресность при управлении бюджетом в финансовом секторе, оптимизирует производственные процессы, контроль расходов ресурсов в производстве и строительстве.

Работы по цифровизации и автоматизации проводятся в большинстве регионов Казахстана, среди которых выделяются Астана, Алматы, Шымкент, Актобе и Караганда, благодаря систематизированному видению по внедрению умных технологий.

В рамках «Smart Astana» реализованы проекты по видеонаблюдению и фото и видео-фиксации, мобильному приложению «Smart Astana»,чат-боту для взаимодействия с городскими службами, Open data – порталу открытых данных.

В рамках «Smart Almaty» реализованы проекты по системе видеофиксации, открытому акимату, общественной приемной акимата нового формата «Open Almaty», открытию Центра правовых услуг по принципу open space.

В рамках «Smart Aktobe» реализуются проекты по цифровому акимату, автоматизации государственных услуг, народному контролю, мобильному приложению «Aktobe SmartCity».

В рамках «Smart Ontystuk» реализуются проекты по приему детей в первый класс и детские сады в электронном режиме, электронной программе распределения квартир гражданам, состоящим в очереди.

В рамках «Smart Karaganda» реализуются проекты по 100 % переводу медицинских организаций области на безбумажный документооборот, внедрению системы электронной выдачи билетов и диспетчеризации.

 

 

_________________________